«Борис Годунов»
Большой знаток и любитель русской истории, А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» (1824) отразил одну из наиболее трагических эпох, которые когда- либо знала Русь, — Смутное время (начало XVII в.).
H.M. Карамзин и вслед за ним многие другие историки видели причиной Смуты преступление Годунова, который, как считалось, взошел на престол через убийство законного наследника — младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия.
Современные историки сомневаются в вине царя Бориса, однако Пушкина в меньшей мере занимало убийство царевича. В гораздо большей степени его привлекала личность самого царя — смелого и умного реформатора, лишившегося народной поддержки и подвергшегося суровым обвинениям. Да, Бориса многие видят убийцей, но не это стало причиной его политического краха. Самозванец Гришка Отрепьев, явившийся, чтобы свергнуть Годунова и занять московский трон, был силен «мнением народным»: он поднял Русь против законного царя.
По собственному признанию автора, он не пытался провести в своей драме параллелей с современностью (то есть с эпохой Александра I). Писатель заинтересовался частным случаем взаимоотношений царя с народом, определением связи между судьбой человеческой и судьбой народной. Пушкин выступил великим новатором на этой стезе, поскольку первым в отечественной литературе показал народ подлинным творцом истории, который может либо поддержать начинания великих деятелей, либо разрушить все их планы.
В работе над драмой (изначально мыслимой как комедия, но после переделанной в трагедию) автор обращается к У. Шекспиру. Это также был новаторский шаг, поскольку до этого русские авторы сторонились литературных принципов великого английского драматурга. Пушкин активно работал с обширным фактическим материалом, собранным Карамзиным, древними летописями и семейными архивами (среди восставших на Годунова были представители рода Пушкиных). В результате писателю удалось сделать немало удивительных литературных открытий, им были созданы яркие, неповторимые образы царя-деспота, Гришки-расстриги, летописца Пимена, Марины Мнишек и других персонажей.
План пересказа произведения «Станционный смотритель»
- Шуйский и Воротынский.
- Народ на Красной площади.
- Борис и бояре.
- Келья в Чудовом монастыре.
- Бегство Гришки Отрепьева.
- Думы царя Бориса.
- Гришка Отрепьев на литовской границе.
- Шуйский и его гости.
- Царь с детьми.
- Известие о самозванце.
- Планы самозванца.
- Марина Мнишек.
- Свидание Отрепьева и Марины.
- Наступление Курбского и самозванца.
- Боярская дума.
- Сражение у Новгород-Северского.
- Царь и москвичи.
- Самозванец под Севском.
- Самозванец в лесу.
- Борис с Басмановым.
- Последние минуты царя Бориса.
- Пушкин и Басманов.
- Пушкин и народ.
- Пленение и убийство Федора.