Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Каковы взаимоотношения искусства с жизнью?

Аргументы:

  • Н.В. Гоголь — повесть «Портрет». В этом произведении перед нами встает очень актуальный вопрос — вопрос о подражании искусства реальной жизни. И об этом подробно говорится в произведении в связи с портретом Петромихали (первая редакция). Портрет ростовщика вселяет ужас во всех, кто видит его: глаза его напоминают глаза живого человека. И писатель здесь задается вопросом: должно ли искусство во всем следовать природе? Здесь Гоголь излагает свою концепцию подлинного творчества. Портрет ростовщика перестает быть произведением искусства, потому что он чрезмерно «верен натуре». Реализм, по мысли Гоголя, должен быть одухотворенным возвышенной идеей, пропущенным через призму души художника, он не может быть грубо-чувственным, натуралистичным. И очень трудно уловить эту грань между двумя изображениями, двумя видениями предмета. «Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя. И почему же та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим он так же был верен природе. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца», — замечает Гоголь. Писатель считает, что задача художника — не механическое копирование действительности, а отражение заложенной в ней идеи, «внутренней мысли».
  • И.А. Бунин — рассказ «Безумный художник». В этом произведении звучит вопрос о связи искусства с жизнью. Вернувшийся из эмиграции художник останавливается в гостинице, хочет написать картину, сюжетом которой является Рождество Христово. Однако пережитая трагедия (гибель жены и неродившегося ребенка) порождают в душе его глубокий внутренний конфликт, надлом, отчаяние. Все это выливается совсем в иное творчество. На холсте его появляется дикое, черно-синее небо, кровавое пламя, дыбы, эшафоты, виселицы и «огромный крест с распятым на нем, окровавленным страдальцем». Так писатель обозначает связь искусства с жизнью.
  • И.С. Шмелев — повесть «Неупиваемая чаша». Вопрос о связи искусства с жизнью звучит в этой повести. Главным героем произведения является крепостной художник Илья, обладающий большим талантом и чистой душой. Он словно отталкивается от ужасов окружающей его действительности, погружаясь в собственный мир. Он расписывает церковь, работает над портретом Анастасии, жены барина, которая становится для него источником вдохновения, любви, мечты. Эта любовь озаряет всю жизнь художника. Венцом его творчества становится икона «Неупиваемая Чаша», которая приносит людям радость и у решение. В этом образе неразрывно сливается реальная жизнь и искусство: «Небо, земля и море, тоска ночная и боли жизни, все, чем жил он — все влил Илья в этот чудесный облик». И эта икона становится у Шмелева символом сокровенной сущности души русского народа.