Сочинения на ЕГЭ

Как сохранить в себе человечность в трудное, суровое, безжалостное время войны?

Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей, молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло — шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре…

Как сохранить в себе человечность в трудное, суровое, безжалостное время войны? Именно эта проблема поставлена в тексте В. Солоухина.

Этот вопрос очень актуален для современной жизни. Так, недавно шла война в Украине и сейчас там очень напряженная обстановка. Беженцы из этой страны приезжали в Россию, и наши люди бескорыстно помогали своим собратьям, предоставляя им жилье, одежду, помогая продуктами, поддерживая духовно. Именно в такие трудные времена, эпоху «социальных катаклизмов», человек полностью раскрывается, проявляется его доброта, «сердоболие» или, напротив, эгоизм, равнодушие, скупость. Как раз об этом и говорит нам текст В. Солоухина. Главный герой в годы войны был студентом, жил в общежитии, голодал, как все мальчишки того времени. Он был добрым, порядочным, совестливым человеком: мечтал накормить всех ребят, раздобыв дома каравай черного хлеба. Однако во время морозного многокилометрового пути мальчишка не на шутку простудился, не смог самостоятельно добраться до общежития. Каравай пришлось отдать подвезшему его шоферу грузовика. И здесь писатель использует прием контраста. Герой-рассказчик противопоставлен «хапуге-шоферу», а также Мишке Елисееву, черствому, хитрому, эгоистичному парню, хранящему запасы продуктов в тумбочке и не желающему ни с кем делиться. Столкновение с Мишкой, разгром его тумбочки — кульминация этого рассказа. Повествование становится здесь очень напряженным, эмоциональным. Вместе с героем-рассказчиком мы переживаем его болезнь, огорчение, чувство обиды. «Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай заварного хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его в общежитие, заботы ребят, хотевших покормить меня из мишки- ных запасов, его хитрая бесстыдная ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и зловещее, июльская грозовая туча». Елисеев лишен в этой сцене элементарного чувства жалости, сострадания: он не хочет помочь тяжелобольному товарищу. Развязкой этой истории становится разоблачение Мишки Елисеева и его уход от ребят.

Авторская позиция здесь вполне определенна: этот персонаж рождает гневные и справедливые эмоции в душе читателя. В годы трудных испытаний раскрывается сама сущность человеческой натуры — именно эту мысль В. Солоухин хотел донести до нас. И люди должны испытывать чувство сострадания друг к другу — в этом, по мысли автора, заключается разрешение данной проблемы.

Таким образом, В. Солоухин использует здесь принцип антитезы. Добрый, порядочный мальчик, окружающие его ребята, его мать противопоставлены в этом рассказе людям бессовестным, жадным, «рвачам» и «хапугам». Рассказ писателя очень яркий, эмоциональный. Автор использует различные художественные средства: эпитеты («драгоценный каравай», «ледяное нутро»), метафору («болезнь крепко захватила меня»).

Я полностью разделяю мнение автора. Война обнажает людские души, очень важно в любой трудной ситуации оставаться человеком.

Именно об этом говорит В. Астафьев в рассказе «Макаронина». Сюжеты произведений немного схожи: в центре повествования у писателя-фронтовика — молодой солдат, вечно голодный, намаявшийся в сортировках, построениях, маршах. История проста: автор рассказывает об обеде двух товарищей в период переброски частей к месту службы. Особую роль здесь играет восприятие природы ге- роем-рассказчиком. «Нам было не до весенних пейзажей, не до красот древнего города», — замечает он мимоходом. Голод притупляет духовные потребности, усиливая физические. И вот своеобразным искусителем героя становится макаронина. Критики писали, что она становится героиней рассказа, порождая в душе юного солдата борьбу между человеком и волком. Так кто же победит в этой борьбе? Настоящим уроком становится для героя-рассказчика поведение напарника: тот делит большую макаронину на две части, оставляя мальчишке большую. И этот нравственный урок герой Астафьева запомнил на всю жизнь.

Таким образом, в годы войны обнажается душа человека, открывается в нем и лучшее, и недостойное, мелкое, безнравственное. В одной из песен Б. Окуджавы есть такие слова: «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство». Я бы прибавил к этому еще доброту, человечность и милосердие. Это те качества, которыми нужно дорожить.