Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Как происходит приобщение человека к миру искусства?

Аргументы:

  • А.М. Горький — трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты». В этой трилогии очень важна авторская мысль о влиянии искусства, литературы на становление личности, на человеческую душу. Герой книги, Алеша Пешков, рос любознательным, эмоциональным мальчиком, жадно впитывающим новые впечатления. Бабушка его, Акулина Ивановна, знала множество народных сказаний, легенд, пословиц. Она впервые приобщила мальчика к этому чудесному миру. Затем, в отроческие годы, когда Алексей поступил младшим посудником на пароход, он сблизился с судовым поваром Михаилом Акимовичем Смурым. Последний оказался страстным любителем книг и заразил своей страстью Алешу. С тех пор книга стала настоящим другом мальчика. Она помогала ему понять жизнь, внушала желание посвятить себя важному, внушительному делу. В эти годы происходило становление личности будущего писателя, и именно книги способствовали его духовному развитию. Алексей научился отличать хорошую книгу от плохой, он прочел произведения западноевропейских писателей, горячо полюбил Пушкина и Лермонтова. Затем он едет в Казань, пытается устроиться на учебу, знакомится с революционно настроенными студентами. Здесь книги также помогают ему по-своему осмыслить происходящее. Таким образом, именно книги спасли героя от «свинцовых мерзостей жизни», сформировали его личность, литературный вкус, обозначили писательский талант.
  • В.П. Астафьев — повесть «Последний поклон». Будучи маленьким мальчиком, герой-рассказчик Витя Потылицын услышал однажды пение скрипки и впервые открыл для себя волшебную силу искусства. «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться — так иссохло у него во рту и внутри». Огромный мир ребенка наполняется новыми образами и красками, растроганный Витя испытывает любовь ко всему миру, проникаясь чувством восторга и благодарности.
  • В.П. Астафьев — повесть «Пастух и пастушка». Приобщение героя к музыке и искусству происходит в детстве, он вспоминает, как они с мамой ходили в театр. Воспоминания эти приходят к Борису в минуту редкого счастья, его свидания с Люсей: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая… Простенькая такая, понятная и сиреневая… Я почему-то услышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое — он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу — казалось мне прежде…» Этот образ «сиреневой музыки» придает повести новое звучание — история любви лейтенанта Костяева и случайно встреченной девушки обретает пафос вечной любви, пафос противостояния жизни и смерти.
  • Ю.М. Нагибин — рассказ «Кондотьер». Герой-рассказчик вспоминает о своем первом посещении Музея изобразительных искусств в Москве, о чувстве восторга, охватившем его при виде скульптуры Бартоломео Коллеони, кондотьера. Это творение Верроккьо навсегда осталось первой любовью рассказчика. Образ кондотьера ассоциировался у него с битвой, со звоном мечей. Будучи взрослым, герой посещает Италию и вновь видит знаменитую скульптуру. Гид рассказывает об этом персонаже небылицы, однако образ кондотьера остается в душе рассказчика цельным и непоколебимым.
  • С.Л. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?». Мотив приобщения человека к серьезной музыке звучит в книге С. Львова «Быть или казаться?» Герой-рассказчик описывает посещение вечеров классической музыки. Он вспоминает, как в его душе произошел переворот: раньше серьезной музыки он не понимал, теперь же она стала для него необходимостью. Большую роль в этом сыграли его друзья, их терпение и такт. «Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости», — замечает рассказчик. Так произошло открытие мира искусства.