Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема сосуществования в мире добра и зла — Аргументы

Аргументы для сочинения на ЕГЭ:

  • И.В. Гете — трагедия «Фауст». В этой трагедии поэт размышляет над вечными вопросами, развивает тему добра и зла. Гете изображает «столкновение различных начал на макрокосми- ческом («Пролог на небе») и микрокосмическом уровнях. Сталкиваются Добро и Зло, Господь и Мефистофель, а также добро и зло, «две души», живущие внутри человека»1. Поэт размышляет об относительности добра и зла. Даже в Мефистофеле, духе отрицанья, он видит «Часть той силы, что без числа Творит добро, всему желая зла». Фауст предстает в трагедии и как конкретный персонаж, и как символ человечества в целом. Этот герой выходит на поиски истины, и это очень ценное качество в человеке, по мысли автора. При этом решающим моментом является путь духовного развития, внутренняя работа, идущая в человеке. Личностные изменения, духовное совершенствование — высший результат земного человеческого бытия.
  • М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В романе Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Воланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным воплощением зла, но он зачастую восстанавливает справедливость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире человеческого общества. И так было во все времена. Об этом писал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки прокуратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат отправляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, т. к. такого решения ждет от него общество. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все моральные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их незыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана определяет «истинное лицо» многих персонажей — деятелей культуры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник и мошенник; пролетарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все проделки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает, что реальный быт тоталитарного государства с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьявольское действо. В этом мире нет места творчеству и любви, поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична: для настоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением, все-таки существуют добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.