Без рубрики

Краткое содержание — Повесть «Живи и помни» — Распутин

Краткое содержание — Повесть «Живи и помни» — Распутин

В этом произведении писатель исследует психологию пре­дательства, распада человеческой личности. Оказавшись пос­ле тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гусь­ков решил заскочить домой, повидаться с женой. Потом по­нял, что уже не может вернуться. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребенка, заканчивает жизнь самоубийством.

Герой Распутина оказывается в полной изоляции, он про­тивопоставляет себя всему миру. Вначале Гуськов объясняет свое поведение заботой о родных: он не хочет позорить их сво­им недостойным поведением. В реальности же у него просто не хватает смелости, силы духа, чтобы признать свою ошиб­ку. И писатель показывает, куда может привести этот путь. Постепенно Андрей Гуськов теряет свой человеческий облик. Находясь на фронте, он тосковал по родной деревне. Теперь же, став дезертиром, отщепенцем, он испытывает совсем иные чувства: «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Атамановку. А вот пришел — и душа пустая». Гуськов начинает вредить своим односельчанам, бессознательно мстить им за свое вынужденное одиночество. Он ворует рыбу, хочет поджечь мельницу. В первомайский праздник убивает теленка. И тем самым он восстает не только против людей и родной земли, но и против самой природы.

Характерно описание героя в сцене убийства теленка. «Гусь­ков совсем озверел», «корова закричала». Исследователи от­мечали, что животное ведет себя здесь как человек, а человек как животное. Отпугивая волков, Гуськов сам научился выть по-волчьи. А в 15-й главе автор сравнивает его со зверем: «Гусь­ков замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт. Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела».

Герой обвиняет в своем положении войну и судьбу: «Это все война, все она, проклятая!», «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Герой не задумывается о том, какие страдания он приносит своим близ­ким, какое горе принес Настене.

Эта героиня не одобряет поведение мужа, но предать его в сложившейся ситуации не может, потому что она не отделяет собственную судьбу от судьбы мужа. Настена у Распутина воплощает человеческий тип, диаметрально противополож­ный образу Гуськова. Ей чужды эгоизм, душевная замкну­тость. «Потеряв в детстве родителей, она воспитывалась у чу­жих людей и навсегда поверила: среди русских людей не про­падешь, среди них в конце концов все будет хорошо. И эта непоколебимая вера позволяет ей поначалу переводить дух, когда его перехватывало при мысли о том, над какой бездной стоит ее Андрей. Когда же обнаружила, что вынуждена ухо­дить от людей, изворачиваться, что больше не сможет “ни го­ворить, ни плакать, ни петь вместе со всеми”, что даже и побе­де… не сможет радоваться, наконец, что вместо счастья ее ждет страшное одиночество, она “останется одна, совсем одна, в какой-то беспросветной пустоте”, — Настена решила, что дей­ствительно оказалась в положении безвыходном».

Понимая, что Андрея выследили, Настена пытается пре­дупредить его. И этот путь становится для нее последним. Уто­пившись, героиня в одночасье решила судьбу и своего буду­щего ребенка. Вот что писал об этом сам автор: «Я и смерть Настены склонен понимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: “От­ступись”, он сквозь слезы и мучения: “Не могу”».

Раскрытию внутреннего мира героев способствует и ком­позиция произведения. У Распутина здесь симметричное, зер­кальное расположение глав, события в которых повторяются. Так, мы видим первую и последнюю встречу героев, их сны, воспоминания о детстве.

Таким образом, автор хотел показать нам высшую меру ответственности человека за свою жизнь и за жизнь близких людей. Поведение Андрея и Настены в повести резко контра­стно. На фоне нравственного падения Гуськова становится более значимой для читателя высокая духовность Настены. Заканчивает свою повесть автор, обращаясь к людям: «Живи и помни, человек. В беде, в кручине, в самые тяжкие дни ис­пытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступни­чество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»