Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема отношения человека к жизни Аргументы

Аргументы для сочинения на ЕГЭ:

  • А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В романе «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт представляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущением, противоположными взглядами на жизнь. Онегин пресыщен жизнью, трезво оценивает людей, ситуацию, жизненный опыт довлеет над ним, не давая порой возможности разобраться в собственной душе. Ленский же, напротив, юн, лишен отягощающего жизненного опыта, к тому же поэт, мечтатель, т. е. склонен идеализировать мир. Возможно, потому-то и сходятся они в конце концов в кровавом поединке, исходом которого становится смерть Ленского. Как отмечали критики, автор понимал, что такому человеку «нечего делать в России и убил его рукою Онегина» (Герцен).
  • И.А. Гончаров — роман «Обломов». Проблема отношения человека к жизни поставлена в этом романе. В лице Обломова и Штольца писатель представляет нам два типа личности — мечтателя и прагматика. Соответственно, мы видим различное отношение к жизни — бездействие, тяготение к поэтическому идеалу и практицизм, активность, деловитость. По мысли автора, гармоничность существования определяется единством этих двух начал в натуре человека.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Писатель показывает нам два отношения к жизни. Так, в натуре Ростовых преобладает интуитивно-чувственное, эмоциональное начало. Эти герои непосредственны, непрактичны, однако добры, великодушны, гостеприимны, это люди широкой души. Ростовы живут в гармонии с природой, они тонко чувствуют музыку, любят искусство. Главное для них — это жизнь сердцем. Иное отношение к жизни демонстрируют нам Болконские. Эти герои очень рассудочны, идеологичны, интеллектуальны. В натуре Болконских есть определенный идеализм, стремление к тому идеалу, который невозможно обрести в земной жизни. Отсюда такие черты героев, как строгость, бескомпромиссность, честолюбие.
  • А.П. Чехов — рассказ «Человек в футляре». Гипертрофированный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя представлен в этом рассказе. Героем произведения является учитель гимназии Беликов, человек, исполненный страха перед жизнью, стремящийся спрятаться от нее, укрыться как физически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свободной мысли, непочтительного отношения к начальству, нарушения уставов, предписаний и циркуляров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и о поведении человека. Лейтмотивная фраза этого героя — «как бы чего не вышло». Беликов у Чехова комичен и страшен одновременно: он способствует созданию атмосферы всеобщего страха («Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…»). Любовь становится настоящим испытанием для Беликова, требуя от него открытости, душевных сил, принятия жизни. Однако все эти качества остаются за гранью личности чеховского персонажа. Развязка любовной истории трагикомична: не выдержав традиционного для героя русской литературы «испытания любовью», Беликов умирает1. Фактически же умирает он от страха перед жизнью. И даже гроб его сравнивается с футляром. Человек здесь предельно сближается с миром вещей, умертвляя в себе живую душу. Рассказ проникнут пафосом против общественного маразма, рутины, обывательщины. Беликов- ское отношение к миру, по мысли Чехова, бесперспективно, оно враждебно самой жизни.