Сочинения

Взгляды Гоголя на искусство в комедии Ревизор

Полемика вокруг комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Взгляды Гоголя на искусство

Комедия «Ревизор» была написана в 1836 году и практически сразу же была поставлена на сцене: премьера состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге.

После этого вокруг «Ревизора» развернулась настоящая литературная полемика. В. Г. Белинский и П. А. Вяземский высоко оценили комедию, но нашлись и недоброжелатели, которые утверждали, что пьеса не имеет отношения к действительности, что автор не разобрался в устройстве уездного города и очень жестоко высмеял чиновничество, приписав ему пороки, которыми оно не обладает. Один из реакционных критиков Ф. В. Булгарин в журнале «Северная пчела» писал, что Гоголь «основал свою пьесу не на сходстве или правдоподобии, а на невероятности и несбыточности»; другой — О. И. Сенковский — пытался свести содержание комедии к анекдоту, да еще «старому, всем известному, тысячу раз напечатанному».

Под впечатлением от первой постановки «Ревизора» Гоголь пишет в 1936 году пьесу «Театральный разъезд после представления новой комедии». Это своеобразный ответ критикам «Ревизора», но наибольший интерес это произведение представляет как собрание взглядов Гоголя на то, что есть комедия вообще и каковы задачи современной драматургии: «завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих. Тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело», «но правит пьесою идея, мысль: без нее нет в ней единства. А завязать может все: самый ужас, страх ожидания, гроза идущего вдали закона.».

Гоголь подчеркивает, что комедия должна быть таким же равноправным жанром, как и все другие, что взгляды на нее как на низкий жанр безнадежно устарели: «Но не слышат могучей силы такого смеха: «что смешно, то низко», — говорит свет; только тому, что произносится суровым, напряженным голосом, тому только дают названье высокого. Но, Боже! сколько проходит ежедневно людей, для которых нет вовсе высокого в мире!». Гоголь полагал, что комедия должна иметь общественное значение, задавая вопрос: «Разве комедия и трагедия не могут выразить ту же высокую мысль?» и тут же сам на него отвечая: «В руках искусного врача и холодная и горячая вода лечит с равным успехом одни и те же болезни. В руках таланта все может служить орудием к прекрасному, если только правится высокой мыслью послужить прекрасному».

Гоголь говорит, что достаточно показать душу подлого человека — и все поймут, каким должен быть положительный персонаж. Чацкий был последним положительным героем в русской сатире вообще. У Гоголя нет не только положительных героев, но и героев — alter ego автора. Свою позицию по этому вопросу Гоголь вкладывает в уста одного из персонажей «Театрального разъезда после представления новой комедии»: «Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Гоголь не считал обязательной составляющей сатирического произведения наличие положительного героя. Таким образом, он опередил развитие теории сатиры более чем на сто лет. Он наметил центральную дорогу русской сатиры: широкая картина жизни, русские характеры, современный сюжет, общественная проблематика, отсутствие положительного героя.