Гоголь

Краткое содержание — «Ревизор»

Комедия «Ревизор» считается общественно-политическим произведением критического реализма. В ней изображаются тридцатые годы XIX в. и характерные для этого времени ситуации и натуры.

В комедии выделяют внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт разворачивается между Хлестаковым в качестве ревизора и чиновниками.

Внутренний конфликт проявляется в противоречиях между властью и народом.

Образ города в комедии определяется его основными составляющими. Он универсален, т. е. типичен для того времени. Иерархичность города подтверждает его социальная лестница (обычные горожане, купцы, помещики, чиновники и городничий). В описании города нашли отражение многие стороны общественной жизни русских людей, социальные классы и сословия, взяточничество и халатность чиновников, хитрость, алчность и грубый произвол городничего.

Образы чиновников в изображении города занимают центральное положение. Сообщение о том, что судья берет взятки борзыми щенками, и представление чиновников Хлестакову, сопровождающееся «займом» денег, обличают взяточничество чиновничества. В городе царит казнокрадство, что подтверждают разграбленная церковь и больница. Об отношении к больным Земляника говорит: «Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Становится понятным сатирический смысл фразы «больные выздоравливают, как мухи». Отношение городничего к купцам и простым горожанам показывает его внешнюю значительность и внутреннюю ничтожность. Страх, вызванный приездом ревизора, и разоблачает все пороки чиновничества. Немая сцена, завершающая комедию, указывает на неизбежность возмездия и торжество справедливости.

Очевидно, что в финале жители города окончательно выбиты из колеи привычной жизни, поражены навечно, и длительность «немой сцены»: «почти полторы минуты», на которых настаивает Гоголь, символично выражает эту окончательность. О персонажах комедии уже больше нечего сказать, и в тот момент, когда это становится ясно, над всей застывшей, бездыханной группой падает занавес.

Гоголь верил в то, что силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире: «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится», — писал он в «Театральном разъезде». Такое понимание роли смеха определяет его направленность не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный город, но на сам порок. Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом. И кульминацией трагического является «немая сцена», когда все комическое уходит на второй план.

План пересказа произведения «Ревизор»

  1. Известие о приезде ревизора.
  2. Слух о Хлестакове.
  3. Создание в городе видимости порядка.
  4. Безденежье Хлестакова и его переезд к городничему.
  5. Представление чиновников ревизору.
  6. Жалобы на городничего.
  7. Помолвка.
  8. Отъезд Хлестакова.
  9. Письмо Хлестакова приятелю.
  10. Приезд настоящего ревизора,