Достоевский

Краткое содержание — «Преступление и наказание»

 «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский в своем творчестве поднимает самые главные, самые трудные вопросы, пронизывает каждое свое произведение мыслями беспокойными и беспокоящими. Читателей поражают напряженность конфликтов, яркие или мрачные краски образов, драматизм событий и безмерная сила мысли, проявляющейся в столкновениях страдающих, размышляющих, незаурядных личностей. Не только в русской, но и в мировой литературе не было еще писателя, который бы столь серьезно воспринимал нравственные и социальные конфликты современности. Для времени писателя характерны борьба старых и новых социальных сил, нравственные и духовные бездны, незнакомые предшествующим поколениям. Жизнь автора была наполнена внутренними драмами, катастрофическими и тяжелыми поворотами.

Быть может, еще на каторге у Федора Михайловича зародилась мысль об «идейном преступнике», который позволил себе «кровь по совести». Автора мучила мысль о людях, давших себе право обрекать на гибель, играть миллионами жизней. В 1866 г. был напечатан роман о современной России, об эпохе глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений — «Преступление и наказание». Герой произведения вместил в грудь свою всю боль страдания и раны времени.

Родион Раскольников — это герой своего времени. Русская молодежь начала шестидесятых годов искала пути глубокого нравственного, социального, духовного обновления. Отсюда и трагические мечтания Раскольникова.

Годы создания романа (1865-1866 гг.) для писателя были порой тяжелых мыслей, мучительного одиночества и трудных решений. Он жил в той части Петербурга, где селились студенты, торговцы, мелкие чиновники, ремесленники. Именно там, в холодном тумане и жаркой пыли городских улиц и переулков, возник перед ним образ бедного студента Раскольникова, живущего на съемной квартире в большом доходном доме.

В то время было два Петербурга. Город Дворцовой набережной и Дворцовой площади, город, созданный гениальными архитекторами, который и сегодня поражает своей вечной стройностью и красотой. И был совершенно другой Петербург — дома без какого-либо намека на архитектуру, харчевни, трактиры, распивочные, лавки мелких торговцев, ночлежки, набережные Екатерининского канала… Ф.М. Достоевский знал город парков и дворцов, но этот Петербург, с его великолепием, враждебностью и холодом, был закрыт для него, как и для Родиона Раскольникова. В переулках другого Петербурга писателю открылась огромная бездонность жизни (драмы, характеры, ситуации), трагическая поэзия, незнакомая еще мировой литературе. Из фактов, находивших место лишь на страницах газетной хроники, Федор Михайлович извлекал смысл и глубину мирового значения.

Вечером жаркого июльского дня из жалкой каморки тоскливо выходит бывший студент Родион Раскольников. И с этой минуты герой романа в глубокой задумчивости и безграничной ненависти мечется по улицам Петербурга, заходит в грязные распивочные, останавливается на мостах над темными водами канала, поднимается по зловонным лестницам. Сон прерывает это лихорадочное движение Раскольникова, однако и во сне жизнь продолжается, принимая какие-то фантастические формы. Ужасный вопрос гонит и ведет героя: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». В самом начале романа мы узнаем, что бывший студент задумал какое-то дело, что месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой молодой человек уже близок.

Месяц назад, умирая с голоду, Родион вынужден был заложить у ростовщицы подарок сестры — колечко. К ничтожной и вредной старушонке, вытягивающей из бедняков все соки, наживающейся на нищете других и чужом горе, герой почувствовал отвращение и непреодолимую ненависть. У старухи нет цели в жизни, а молодые люди пропадают без всякой поддержки. В сознании Раскольникова появляется мысль убить старуху и взять ее деньги для нуждающихся, погибающих от порока и голода.

В третьей части романа мы узнаем о статье студента «О преступлении». Герой «рассматривал психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Он утверждал, что это состояние похоже на болезнь, распад воли, помрачение ума. Кроме того, писал студент-юрист и о таком преступлении, которое «разрешается по совести» и поэтому не может называться преступлением. Позднее Раскольников объясняет, что «… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первые склонны к смирению, благоговению перед законом, вторые же могут преступить закон во имя лучшего, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». В глазах необыкновенного человека такое нарушение закона не будет являться преступлением.

У Раскольникова давно появилась мысль, что кровь во имя великого прогресса может быть оправданна и даже необходима. Визит к старухе заставляет эту мысль развиваться… Раскольников холодно и бесстрастно пересказывает свою статью Порфирию Петровичу. Но проницательный Порфирий понял, что появилась эта статья «с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным». Мысль Раскольникова не отвлеченно-холодная, не абстрактно-теоретическая, а действенная, горящая и живущая. Она становится ответом на удары и тревоги действительности, приобретает остроту, силу и напряженность от столкновений с жизнью. Идея героя — это дело, действие, раскрывшиеся после убийства во всем своем величии и ужасе.

В последние три дня перед убийством до предела возбужденный герой переживает моменты наивысшего напряжения. В шумном и грязном трактире Родион Раскольников слушает пьяную речь Мармеладова о семнадцатилетней дочери Сонечке, о ее жертве, о страшной ценою спасенном семействе. Следующая ступень к бунту Раскольникова — письмо матери о сестре Дунечке, «восходящей на Голгофу». Покорно склонить голову пред судьбой, принять необходимость унижения, нищеты, порока и страдания для героя равносильно отказу от жизни. Он хочет «действовать, жить и любить!». Встреча на Конногвардейском бульваре с пьяной обесчещенной девочкой, и вновь — накал бунтующей мысли до предела.

Порфирий Петрович, когда уже видит, что одолел Раскольникова, говорит: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет». А мать, сестра, Соня, Полечка, Разумихин просто любят его и все прощают за «великое сердце».

Обаяние личности Раскольникова очень велико. Соню поразил студент тогда, когда ее, изгнанную, растоптанную и опозоренную, посадил рядом с сестрой и матерью и поклонился ей, всему человеческому страданию поклонился. Тогда в душу девушки неведомо и смутно вошел новый мир — мир, враждебный общепринятой морали.

Раскольникова любят за непосредственные движения глубокого и чистого сердца, а он, в свою очередь, любит Соню, мать, сестру, Полечку. Он испытывает глубочайшее отвращение и ненависть к трагичности бытия, и ненависть эта становится сильнее, когда уязвима душа студента, строга совесть, беспокойна и честна мысль. Именно эта мысль, неподкупная совесть и душевная уязвимость влекут к молодому человеку сердца.

Необычайной трагической силы достигает Ф. М. Достоевский в картинах гибели семьи Мармеладовых. Эти невозможные контрасты переворачивают душу: шутовство и высокая патетика пьяной исповеди бывшего чиновника, Соня в дешевом платье проститутки и с ярким пером в шляпке у постели отца-самоубийцы.

Раскольникова терзают не только страдания и нужда матери и сестры, но и вселенское горе: горе семейства Мармеладовых, мученичество погубленной девочки и Сони, нелепость бытия, царствующие в мире зло и ужас, беспросветная бессмыслица, позор, порок, нищета, моральная слабость человека. Мир страшен и примириться с ним равносильно отказу от жизни — также противоестественно и невозможно. Студент не верит в возможность изменить нравственный облик человека, залечить социальные болезни каким-либо способом. Остается только стать выше мира и его морали, преступить вечные нравственные законы, освободиться от сетей необходимости. По мнению Родиона, на такое «преступление» способны лишь поистине необыкновенные личности, достойные именоваться людьми. По Раскольникову, третьего не дано: или послушание, или бунт необыкновенной личности. Мещанская мораль не способна связать могучий и мятежный дух героя, он хочет не просто переступить через нравственные, социальные и физические законы, сковавшие природу человека. Родион Раскольников хочет взвалить на свои плечи бремя поистине сверхчеловеческой тяжести. Его бунт — это бунт против мира, против Бога, отрицание необходимости мироздания, божественного смысла всего. Идея героя — «сломать, что надо, раз навсегда», встать выше всего мира. Однако он задается вопросом: «мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?..».

Убийство старухи процентщицы — это первый и последний эксперимент студента, единственный и решающий: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства». Эксперимент необходим Раскольникову не для проверки его неопровержимой идеи, а для проверки своей способности на преступление. На каторге Родион подвергает свою идею беспощадному нравственному анализу и понимает, что не может от нее отказаться. Идея неопровержима, и совесть его спокойна. Сознательных и логических опровержений своей идеи герой не находит; он обобщает особенности современного мира и уверен в невозможности перемен: разделение мира на угнетателей и угнетенных, на «тварь дрожащую» и «пророков», бесконечность человеческого страдания.

Родион Раскольников потрясен бездонностью страданий массы, которой нет места на пиру жизни. В романе нарастает, усиливается и побеждает опровержение идеи героя Ф. М. Достоевского духом и нравственной силой Сони. Это опровержение не логическое и не теоретическое — оно подтверждено жизнью. Уязвленность ужасом мира породила раскольниковскую идею, она же и уничтожает ее до конца. Борьба в душе героя начинается еще до убийства. Уже в это время начинаются его беспокойные метания, он глубоко несчастен. Материальных улик против Родиона Раскольникова нет, но тем важнее становится нравственная сторона. Герою открывается страшная истина: преступление было абсолютно бессмысленным, он напрасно себя погубил и не достиг цели: «Не переступил, на этой стороне остался». Неизбежный результат преступления — разъединение, отчуждение от людей.

Раскольников наказан жестоко, но в этом наказании его спасение. Рядом с героем стоит Аркадий Иванович Свидригайлов. Он своеобразный двойник преступника, как оборотная сторона медали. В отличие от Сони, Дуни, Разумихина, Свидригайлов принимает преступление Родиона Раскольникова совершенно спокойно и не видит в нем никакой трагедии. Измученного, тоскующего и беспокойного героя он даже подбадривает, на путь истинный наставляет, успокаивает. Аркадий Иванович задушил в себе человека и гражданина, отсюда и его равнодушный цинизм. Свидригайлов тщательно подготовил ловушку для Дуни: она не могла отказать, ведь знала, что дело касалось брата. Нравственный поединок девушки и Аркадия Ивановича показывает последнему его ничтожность, и ему не остается ничего больше, кроме как умереть.

Соня и Раскольников подобны двум полюсам, которые не существуют друг без друга. Соня словно вырывается из реальности и парит над нею. Она спасает преступника своей человечностью, любовью и состраданием. Из огромного мрачного города герой попадает в новый для него мир — в Сибирь. Весной, когда пробуждается жизнь, к Раскольникову приходит возрождение. Он расстается с идеей своеволия и бунта, выходит на тернистый путь новой жизни, которым идет тихая Соня.

Несмотря на то что в «Преступлении и наказании» картину человеческого бытия окутывает тяжелый мрак, в этом мраке есть просвет — нравственная сила, решительность и мужество героя. Он хочет найти пути истинного служения людям.

План пересказа произведения «Преступление и наказание»

  1. Визит к Алене Ивановне.
  2. Знакомство с Мармеладовым.
  3. Письмо матери.
  4. Сон Раскольникова.
  5. Визит в полицейский участок.
  6. Болезнь Родиона Раскольникова.
  7. Ссора с Лужиным.
  8. Смерть Мармеладова.
  9. Приезд матери и сестры Раскольникова.
  10. Визит Сони Мармеладовой.
  11. Разговор с Порфирием Петровичем о теории Раскольникова.
  12. Визит Свидригайлова.
  13. Разговор Раскольникова с Соней о ее жертве.
  14. «Сюрприз» Порфирия Петровича.
  15. Смерть Катерины Ивановны.
  16. Самоубийство Свидригайлова.
  17. Признание Раскольникова.
  18. На каторге. Воскрешение и духовное возрождение героя.