Салтыков-Щедрин

Краткое содержание — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Замечательная сказка-сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» комически изображает самодержавно-крепостнический строй царской России. Автор высмеивает современное ему российское чиновничество, показывая при этом паразитический характер бюрократов и забитость и покорность простого народа.

В основе сюжета лежит чудесное появление на необитаемом острове двух «легкомысленных» генералов и их не менее чудесное возвращение обратно домой. Используя богатство выразительных средств русской народной сказки, писатель красочно вырисовывает фантастические события в жизни генералов. В результате у произведения появляются два плана — сказочный, который первым бросается в глаза читателю, и реальный, отображающий неприглядную действительность. Столкновение сказки и действительности в одном произведении дает комический эффект и помогает автору бичевать пороки общественного устройства.

Генералы оказываются «легкомысленны» потому, что «родились, воспитались и состарились» в регистратуре. Чиновники изображены ничего не понимающими и не умеющими ничего делать, совершенно бесполезными для общества. Очутившись на острове, изобилующем пищей, они едва не умерли от голода, так как не приучены добывать и готовить себе еду. В попытках что-нибудь «промыслить» они находят лишь старый номер «Московских ведомостей», чтение которого заставляет их страдать от голода еще сильнее. Голод превращает их в диких зверей, с благопристойных старичков словно спадают маски — с рычанием генералы набрасываются друг на друга. На одного из них вовремя нисходит озарение: найти мужика, ведь он повсюду есть!

Так автор вводит в сказку третьего персонажа — собирательный образ, олицетворяющий трудовой народ. Когда голодные генералы обнаруживают этого «здоровенного мужичину», они негодуют на «тунеядца»: вместо того чтобы кормить и обслуживать их, он спит под деревом и «самым нахальным образом уклоняется от работы». Живо передавая возмущение чиновников, Щедрин иносказательно выражает и собственное возмущение: настоящими тунеядцами для него являются как раз господа генералы, всю свою жизнь уклонявшиеся от какой-либо работы.

Автор любовно описывает мужика. Это мастер на все руки: охотник, плотник, мореплаватель, маляр, плотник. Он до того ловок, что способен «в пригоршне суп сварить». Когда генералам захотелось домой, то оказалось, что мужик знает и Петербург, и их родную улицу Подьяческую: «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!» Но вместе с тем Щедрин и беспощадно критикует холопский дух простого народа. Мужик покорно соглашается прислуживать генералам, радуется, что они не брезгуют его трудом, и даже сам плетет веревочку, которой его привязывают к дереву старые чиновники, чтобы он от них не убежал.

Сказка заканчивается, как и полагается сказкам, благополучно: генералы возвратились на Подьяческую, разбогатели, выслали мужику пятак, чтобы их добрым словом вспомнил. Но остается второй план произведения, и здесь звучат совсем иные слова автора. Плохо закончилась эта сказка, потому что как все было, так и осталось, ничего не изменилось в бесправной жизни мужика. Щедрин выражает свою веру в большие силы народа и сокрушается, что эти силы пока дремлют.