Гончаров

Краткое содержание — «Обломов»

 «Обломов»

Замысел романа «Обломов» возник у И.А. Гончарова в 1847 г., а в 1849 г. в журнале «Современник» был опубликован «Сон Обломова». Полностью роман вышел в свет в 1859 г.

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Роман открывается описанием внешности героя, в котором автор использует прием овеществления, т. е. человек раскрывается через описание вещей. Так, например, халат Обломова, удобный, широкий, которым можно несколько раз обернуться, — верный раб героя, служащий его лени, изнеженности, сибаритству.

На диван привели Обломова привычка к покою, домашней свободе, меланхолический темперамент. Конечно, он учился, но не смог сделать знания «своими»: жизнь у него шла сама по себе, а наука сама по себе. Но не только в пошлости живет Обломов. В его живой душе идет огромная работа, в груди живет гуманное сердце. Но эту душу и это сердце Обломов не умеет применить на деле.

В споре с Захаром, когда тот сравнивает Обломова с «другими», проступает психология барина-помещика, который осознает свое право ничего не делать и принимает труд других как должное. Но после этой сцены Обломов начинает думать, почему он не такой, как все, что явилось причиной того состояния, в котором он пребывает сейчас. И ответ на его раздумья дается в главе «Сон Обломова».

В «Сне Обломова» автор раскрывает причины теперешней жизни Обломова. Символом жизни семьи Обломовых был сон — «всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Труд в семье воспринимается как наказание, а дни проходят в заботах о хлебе насущном, в телесном удовольствии. Жизнь Обломовых бессмысленна, абсурдна, но она узаконена традицией, привычкой. Именно в доме Обломовых в Илюше было воспитано чувство избранности, на котором основывалось его убеждение «я — другой». Мальчик никогда ничего не делал, рядом всегда «был Захар и еще сотня Захаров». Таким образом, в Обломове с детства были заложены основы нравственного иждивенчества, которые и определили трагедию его жизни. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.

Во второй части романа начинается действие. В романе появляется герой-антипод Обломова — Штольц. Это деятельный, энергичный, рациональный человек. Именно он дает точную характеристику жизни Обломова, называя причиной его трагедии «обломовщину». В разговоре со Штольцем мы узнаем Обломова с другой стороны. Обломов не только выражение среды, он ее жертва. Он не может и не хочет включаться в круговорот пустоты, которую все называют жизнью, где за внешней энергией скрывается все тот же всепоглощающий сон. В разговоре со Штольцем Обломов трезво посмотрел на свою жизнь и ужаснулся. Именно Штольц решает познакомить Обломова с Ольгой Ильинской.

Ольга по натуре деятельная, энергичная, личность глубокая, самобытная. Постепенно начинается роман Ольги и Ильи Ильича, который раскрывает все лучшее, что было в обоих. Для Ольги увлечение Обломовым стало сильнейшим импульсом для духовного развития. Для Обломова же любовь стала смыслом существования. Ольга стала для Обломова мечтой, которая скоро могла осуществиться. И этого испугался Илья Ильич. Кроме того, любовь не сдвинула Обломова с места, он оставался таким же бездеятельным, ничего не делал, весь растворившись в любви. Но такая растворенность ставит под удар саму любовь. Да и Ольга не была искренна до конца в своих чувствах. В ее любви была доля самолюбования, она наслаждалась властью над Обломовым, была увлечена своим воспитательным экспериментом. Кроме того, она понимает, что ей не нужна роль ведущего в любви, ей теперь нужен сильный человек, который поведет ее за собой. А Обломов никогда не был таким.

После разрыва с Ольгой Обломов возвращается к своей прежней жизни, переезжает на Выборгскую сторону, которая напоминает Обломовку своей тишиной и покоем. И вновь погружается в сон. Последняя часть романа — об умирании и смерти Обломова. Илья Ильич нашел свой идеал в Агафье Матвеевне Пшеницыной, соответствующей тому необозримому, как океан, и ненарушимому покою жизни, картина которого запечатлелась в душе Обломова с детства.

Ольга находит для себя человека, который руководит ее действиями и желаниями, — им становится Штольц. Но их отношения — это уже не то, что было с Обломовым. Их любовь строится на разуме, а не на сердце, но жизнь устроена как нельзя лучше. Таким образом, все чаще автор становится на сторону Обломова, его «золотого сердца», сердца как человеческого богатства. Жизнь, которую организует Штольц, не устраивает Ольгу, ведь это та же Обломовка, только построенная на рациональных началах. А Ольга, как натура духовная, не может принять жизнь, ограниченную только житейскими заботами.

Обломов умирает, но он оставил глубокий след в сердцах людей. Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле, тем не менее это не отрицательный герой. Обломов обладал талантом доброты. Рядом с ним расцвела Ольга, да и мещанка Пшеницына только и жила те семь лет, что протекли рядом с Обломовым.