Гоголь

Краткое содержание — «Мертвые души»

 «Мертвые души»

Еще в первоначальном замысле поэмы «Мертвые души» Гоголь поставил перед собой цель показать в ней всю Русь, тем самым определив тематический охват будущего произведения. Писатель стремился показать в поэме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи в полном их объеме.

Сюжетная линия строится вокруг «похождений» ловкого дельца и афериста Павла Ивановича Чичикова, прошедшего непростую школу жизни и усвоившего из уроков судьбы необходимость бороться за свое счастье (т. е. материальное благополучие) любыми бесчестными средствами. Последняя афера Чичикова связана с покупкой мертвых душ: он намерен скупить по дешевке или вовсе взять даром умерших крестьян, которые значатся в ревизских сказках живыми. Этих крестьян можно заложить, получив за каждого по 200 рублей, что принесет колоссальный доход. С этой целью Чичиков отправляется в губернский город N, чтобы завязать знакомство с местными чиновниками и помещиками.

Портреты современных автору помещиков широко представлены на страницах поэмы, эти образы занимают значительную часть произведения. Автор высмеивает Чичикова, в не лучшем виде рисует чиновников, подтрунивает над самим читателем. И все же по мере чтения книги быстро становится понятным, что именно помещики и есть «мертвые души» поэмы, главный объект гоголевской сатиры.

Гоголь изображает их в порядке возрастания моральной деградации. Первым идет Манилов. Он, возможно, был некогда обходительным и мечтательным человеком. Сейчас же очевидно, что он безволен и склонен к прожектерству, лишен каких-либо убеждений и принципов. Манилов не существует как самостоятельная личность. Слово «маниловщина» стало нарицательным для обозначения безудержной мечтательности, оторванности от реальности.

Коробочка представлена хозяйственной, однако на проверку она оказывается чрезвычайно скопидомной и корыстолюбивой. Что бы она ни продавала, ее неизменно гложет страх, как бы не продешевить. Именно «дубинноголовая» Коробочка едва не губит аферу Чичикова, вызнавая, нельзя ли продать мертвые души подороже.

Другой тип помещика — Ноздрев. Он показан энергичным, удалым и простым в обхождении человеком. Однако за этим скрываются опять-таки неприглядные качества. Безразличное панибратство, нахальство, тяга к кутежам и дебоширству, лживость — вот лишь некоторые из пороков этого буйного помещика. По словам самого автора, главная страстишка Ноздрева состоит в том, чтобы «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».

Иной человек Собакевич. Он накопитель, крепкий хозяин, кулак. Крестьянам у него живется неплохо. Чичиков уверен, что России нужно побольше Собаке- вичей, тогда бы искоренились многие пороки. Но и это первое впечатление ошибочно. Собакевич подозрителен, алчен, любит и умеет торговаться, способен ловко обмануть при заключении сделки. Его внешний облик (сходство с медведем) говорит о духовном одичании этого циничного и грубого помещика.

Завершает галерею помещиков «прореха на человечестве» — Плюшкин, образ которого вызывает наибольшее отвращение. Этому человеку автор сходу дает нелестную характеристику, даже не пытаясь ввести читателя в заблуждение. Имя Плюшкина сегодня стало нарицательным для обозначения скряги. Этот помещик являет крайнюю степень распада человеческой личности. Богач, сгноивший свои сокровища, он занят тем, что подбирает на помойках ржавые гвозди и грязные лоскуты.

Эти отрицательные образы противопоставлены автором в поэме крестьянству. Гоголь не намерен изображать простолюдинов в розовых красках: лакей Петрушка, кучер Селифан и многие другие описаны с известной долей иронии. И тем не менее строки, посвященные крепостным, весьма трогательны. У писателя находятся добрые слова для Петра Неумывай-Корыто, Ивана Колесо, Степана Пробки и других сельских тружеников. Положительным персонажем показан и инвалид Отечественной войны капитан Копейкин. Автора живо интересует судьба этих людей, о которой он, к глубокому своему сожалению, много узнать не может.

В заключительной главе писатель несколько раз дает поэтизированный образ Руси, в том числе в последних строках, где Россия изображена в виде птицы-тройки, устремленной в будущее, в котором, как хотелось бы верить, нет места для собакевичей и Чичиковых. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает автор, переживая за судьбу родной страны.

План пересказа произведения «Мертвые души»

  1. Приезд Чичикова в губернский город NN.
  2. Визиты к чиновникам.
  3. Поездка к Манилову.
  4. Непогода.
  5. Имение Коробочки.
  6. Сделка с Коробочкой.
  7. Встреча с Ноздревым.
  8. В гостях у Ноздрева.
  9. Визит к Собакевичу.
  10. Визит к Плюшкину.
  11. За чтением реестров.
  12. В гражданской палате.
  13. Праздник у полицеймейстера.
  14. Городское чиновничество.
  15. Анонимное приглашение на бал.
  16. Курьез на балу.
  17. «Дама, приятная во всех отношениях».
  18. Фантастические слухи.
  19. Повесть о капитане Копейкине.
  20. Новые встречи с чиновниками.
  21. Разговор с Ноздревым.
  22. Бегство.
  23. Дорога и образ Руси.
  24. Биография П. И. Чичикова.
  25. Тройка и образ Руси.