Ахматова А.А.

Краткое содержание Лирики Ахматовой

Лирика

Анне Ахматовой удалось не только стать голосом эпохи, но и шагнуть в вечность. Ее стихи лаконичны и просты, но отличаются глубиной и силой переживаний. Поэтесса играла на музыкальных инструментах, читала в оригинале Данте, Вергилия, изучала поэзию средневековой Кореи. Все это придало ее собственным стихам изящество и утонченность.

Поэтесса гениально воспела любовь обычной женщины. Для лирической героини А. Ахматовой любовь — в первую очередь боль. Это, как правило, оставленная возлюбленным женщина, которая не испытывает ни зависти, ни ревности к счастливой сопернице.

Растерянность героини, сумбур чувств и переживаний, отрешенность от реальности передаются через ее действия: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки».

Важна для поэтессы и идея духовной связи с родиной, жертвенной любви к Отечеству — даже ценой счастья и близости с любимыми людьми («Молитва»). Особенное место в ее творчестве занимает описание материнской любви («Реквием») и, конечно, тема Родины.

Воспела в своих стихах А. Ахматова и поэтическое ремесло, отдавая дань А.С. Пушкину. Тема творчества тесно переплетается с темой любви лирической героини.

Душевное состояние поэтессы в стихотворении раскрывается через жест, через нарушение ритма. Чем сильнее чувства, которыми охвачена Ахматова, тем менее эмоционален стих. Любовь в лирике А. Ахматовой всегда изображается в момент кризиса — окончательного разрыва, разлуки, утраты чувства или в момент первой страсти. Это начало драмы или уже ее кульминация. Очень важны детали, которые подчеркивают или даже объясняют психологические тонкости переживания, создают совершенный, законченный образ: золотое кольцо, перчатка, тюльпан в петлице.

Важной особенностью творчества Ахматовой является тенденция логически строгой последовательности в изображении реальных (в отличие от большинства поэтов 1910-х гг.) событий («Сжала руки…», «Проводила друга до передней», «Хочешь знать, как все это было?», «Сказка о черном кольце» и др.).

Военные стихи Ахматовой — еще один реквием, скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является «Поэма без героя».

К.И. Чуковский сказал об Анне Ахматовой: «О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа».