Грибоедов

Краткое содержание — «Горе от ума»

 «Горе от ума»

Комедия в четырех действиях в стихах

Отвергая косные феодально-крепостнические нравы современной ему России, тормозившие ее развитие, Грибоедов был самоотверженным патриотом, горячо любившим самобытную культуру Родины. Свои взгляды и философию он гениально воплотил в комедии «Горе от ума» (1824), которая первоначально была запрещена цензурой и разошлась в списках (более 40 ООО) по всей России. Она была впервые полностью опубликована в 1862 г. и с тех пор не сходит со сцен российских театров.

Основная тема произведения — конфликт «века нынешнего», прогрессивного дворянства, с «веком минувшим», реакционным миром бюрократов и крепостников, чинуш и солдафонов, где мерилом успеха и достоинства являются благосостояние и чины, неважно каким образом добытые. Грибоедов создает острохарактерные образы представителей этого мира, их имена стали нарицательными для обозначения различных социальных пороков. Автор дает яркие характеристики своим персонажам через их собственные реплики либо словами других действующих лиц.

Фамусов — московский барин-крепостник и чиновник-бюрократ, главный идейный противник Чацкого. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Служит не делу, а лицам. Низкопоклонство — источник чинов, наград и доходов. На службе окружает себя родственниками — «ну как не порадеть родному человечку!». Дает светское образование дочери, чтобы соответствовать требованиям общества, но искренне ненавидит всякое ученье, считая его источником вольнодумья. «Забрать все книги бы да сжечь». Он выбегает из комнаты, дабы не слышать крамольных речей Чацкого. В финале его не столько волнует факт нарушения морали дочерью, как мнение общества: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» — финальная фраза пьесы.

Скалозуб — солдафон и невежда; «Созвездие маневров и мазурки» (Чацкий); «Он слова умного не выговорил сроду» (София). Как и Фамусов, он враг просвещения и опора крепостнического строя.

Высшее общество: Старуха Хлёстова — невежественная барыня, от скуки заводит собачек и арапчат.

Графини бабушка с внучкой — разъезжают по балам в поисках богатых женихов. С этой же целью приезжают Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерями. Все разговоры ведутся вокруг темы знакомств, связей и доходов.

Возле них всегда есть место персонажам вроде Антона Антоновича Загорецкого. «Лгунишка он, картежник, вор. Я от него было и двери на запор; да мастер услужить» (Хлёстова). Не имея чинов и капиталов, он втирается в высший свет услужливостью и подобострастием.

Подобен ему и Молчалин — соперник Чацкого в любви. Секретарь Фамусова, живущий в доме, он хитер и скрытен, строит дальновидные планы — выслуживается перед хозяином, который продвигает его в чинах, и одновременно ухаживает за его дочерью, к которой на самом деле питает только презрение. Одновременно пытается соблазнить Лизу.

Платон Михайлович Горич — друг Чацкого по военной службе. Женившись, попал в общество, которое смяло его волю, подчинив своим условностям.

Репетилов — показной либерал, пустой фразер. «Шумим, братец, шумим».

Чацкий — прогрессивный дворянин, патриот и вольнодумец. Бросил службу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Восстает против дикого крепостничества, праздного барства, чинопоклонства, невежества, раболепия перед Европой. Его благородный протест не находит отклика. Общественная молва с готовностью подхватывает новость о его сумасшествии, запущенную Софией. Даже Горич не смеет встать на его защиту. В обществе Чацкого удерживает только любовь к Софии, но, обнаружив, что она уже принадлежит к миру фальши и лицемерия, он без сожаления покидает Москву.

В пьесе много новаторства. Четыре акта вместо классических пяти. Новый язык — простой, общенародный. Грибоедов, наряду с Пушкиным и Крыловым, считается создателем русского литературного языка. Большая часть текста, как предрекал Пушкин, разошлась на афоризмы и крылатые выражения: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «И дым отечества нам сладок и приятен» и т. д.

Грибоедов окончательно определил жанр своей пьесы как комедию. Сюжет представляет собой сплетение сатирических картин и комических положений. В них помещены драматические персонажи. Органичное соединение комического и трагического делает пьесу, по словам Блока, «непревзойденным, единственным в мировой литературе» произведением.

План пересказа произведения «Бедная Лиза»

  1. Приезд Чацкого в Москву, в дом Фамусова.
  2. Званый вечер в доме Фамусова.
  3. Весть о сумасшествии Чацкого.
  4. Разрыв отношений с обществом. Отъезд Чацкого.