Биографии писателей

Биография Цветаевой Марины Ивановны

Марина Ивановна Цветаева

В детстве из-за болезни матери Цветаева подолгу жила во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Свободно овладев французским и немецким языками, в 1909 г. Марина прослушала курс французской литературы в Сорбонне.

В 1910 г. вышла первая книга стихов «Вечерний альбом». Уже тогда Цветаева предсказала, что ее стихам «настанет свой черед» гораздо позже — как оказалось, уже после смерти. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с московскими символистами (В.Я. Брюсов, поэт Эллис — Л.Л. Кобылинский — и др.). Свое воздействие на поэтессу оказала и атмосфера дома М.А. Волошина в Коктебеле (Крым), где Цветаева гостила в 1911 г., 1913 г., 1915 г., 1917 г.

В последовавших книгах «Версты» (1921—1922) и «Ремесло» (1923) Цветаева обнаружила свою творческую зрелость. Книги написаны с ориентацией на форму интимного дневника и сказки. К поэтам-современникам (А.А. Блоку, А.А. Ахматовой и др.) обращен цикл стихов, посвященных историческим лицам или литературным героям (среди них Марина Мнишек, Дон Жуан). В центре — не понятая современниками и потомками романтическая личность: отверженная, гонимая, она не ищет понимания у обывателя.

В 1918—1922 гг. Марина с малолетними детьми находится в Москве, а ее муж С.Я. Эфрон сражаетсяв рядах Белой армии. В это время Цветаева много пишет (в том числе цикл «Лебединый стан» (1917—1921), полный сочувствия белому движению), но печатали ее мало, и известна она была лишь узкому кругу любителей поэзии.

В 1922 г. поэтесса последовала за мужем в эмиграцию (Берлин, Прага, с 1925 г. — Париж), где, однако, считалась в эмигрантских кругах недостаточно «белой»: среда русских «белых» эмигрантов с ее склоками оказалась более чуждой и враждебной, чем Советская Россия. Поэтические произведения этого периода — последний прижизненный сборник «После России 1922-1925» (1928), «Поэма горы», «Поэма конца» (1926); лирическая сатира «Крысолов» (1925-1926); трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1927, опубликована как «Тезей») и «Федра» (1928); поэтический цикл «Стихи к Чехии» (1938—1939, при жизни не был опубликован). Всем им присущи глубина, психологическая правильность, выразительность стиля.

Стихи М. Цветаевой не пользовались успехом у русских эмигрантов, однако ее проза успешно публиковалась: «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М.А. Волошине («Живое о живом», 1933), М.А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др. Это своего рода духовная биография Марины Цветаевой. Сюда же можно отнести письма поэтессы к Б.Л. Пастернаку (1922—1936) и Р.М. Рильке (1926) — фактически эпистолярный роман.

В 1937 г. С.Я. Эфрон, который ради возвращения в СССР стал иностранным агентом НКВД, бежите Москву, а летом 1939 г. возвращается и Цветаева. После ареста мужа Цветаева оказалась в нищете: ее стихи не печатались, работы у нее не было. Она пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но местный совет писательских жен посчитал, что Цветаева вполне может являться немецким шпионом. Уехав в Елабугу (ныне Татарстан), Цветаева стирала белье местному милиционеру, безуспешно пытаясь получить поддержку со стороны писателей. Не выдержав унижений, в 1941 г. Цветаева повесилась.