Биографии писателей

Биография Островского Александра Николаевича

Александр Николаевич Островский

(1823-1886)

С раннего детства Островский увлекался театром и чтением, изучением иностранных языков, овладел немецким, французским, греческим языками.

В 1835 г. Александр поступает в третий класс Первой московской губернской гимназии. Уже в гимназические годы Островский начинает заниматься литературным творчеством, увлекается спектаклями Малого театра, особенно игрой Щепкина и Мочалова.

В 1840 г. Островский поступает в Московский университет, где сближается с демократически настроенной молодежью и решает посвятить себя созданию нового русского реалистического репертуара драматического театра, поэтому уходит из университета с третьего курса.

В 1843 г. А.Н. Островский, следуя настоянию отца, поступает на службу в Московский совестный суд, а с 1845 г. служит в Московском коммерческом суде. Служба дала богатый материал наблюдения за особенностями характеров и быта купцов и чиновников, что в дальнейшем легло в основу сюжетов многих пьес. Начало службы совпадает и с началом творческой деятельности.

В 1843 г. Островский пишет свою первую повесть «Как квартальный надзиратель пускался в пляс…». В 1847 г. появляется первая пьеса из жизни купцов «Картина семейного счастья», которая была напечатана в «Московском городском листке». Однако эта пьеса была запрещена театральной цензурой к постановке.

В 1850 г. в журнале «Москвитянин» была напечатана комедия «Банкрот», название которой, по настоянию цензуры, заменили на «Свои люди — сочтемся». Пьесу с восторгом приняли демократические слои общества, однако к представлению она была разрешена только после реформы 1861 г., да и то не в первоначальной редакции. Своим творчеством писатель привлекает внимание правительства, что приводит к открытию дела «О литераторе Островском» и установлению за ним негласного полицейского надзора. В 1851 г. он вынужден был оставить службу.

Первой из пьес Островского на сцене была поставлена «Не в свои сани не садись» (1853 г.), затем — «Бедность не порок». Обе имели блистательный успех у публики.

В последующие годы писатель много путешествует по России и за границей. Это способствовало созданию таких значимых произведений, как «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1879 г.).

С 1856 г. Островский становится сотрудником журнала «Современник». Там он печатает свои произведения вплоть до закрытия журнала в 1866 г. После этого писатель стал печататься в прогрессивном журнале «Отечественные записки».

Развитие русского театра Островский считал делом государственным. Он полагал, что необходимо создать школу для актеров. Его идеи были подхвачены Н.Г. Рубинштейном, П.М. Садовским, театральной и музыкальной общественностью. Результатом явилось создание в 1865 г. в Москве Артистического кружка, задачей которого являлось творческое единение представителей различных искусств. Кружок помогал молодым артистам найти репертуар, предоставлял возможность выступления перед публикой.

В 1874 г. по инициативе А.Н. Островского создается «Общество русских драматических писателей и композиторов». Он становится бессменным председателем этого общества.

В январе 1886 г. Островский назначается заведующим репертуарной части московских императорских театров и директором театральной школы. Хотя писатель уже не чувствовал прежней энергии, но тем не менее все силы отдавал любимому делу. Даже в день своей смерти, 2 июня 1886 г., А.Н. Островский, по словам его дочери, продолжал работать над переводом «Антония и Клеопатры» Шекспира, читал журнал «Русская мысль».