Биографии писателей

Биография Маяковского Владимира Владимировича

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский получить образования не смог: из 5-й московской гимназии был отчислен за неуплату, из Училища живописи, ваяния и зодчества исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов. Изучал искусство по большей части самостоятельно. В 1908 г. вступил в РСДРП, а с 1909 г., когда за большевистскую агитацию попал на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, начал писать стихи.

В 1911 г. молодой поэт подружился с художником и поэтом Д.Д. Бурлюком, спустя год включившим Маяковского в организованную им литературно-художественную группу «Гилея» и при его деятельном участии выпустившим скандальный сборник «Пощечина общественному вкусу» (1912). Впоследствии, выступая против всего старого, Маяковский не просто следовал веяниям времени, но сам стремился «подгонять» время, то есть активно участвовать в строительстве новой жизни. С этим настроем он заявил о себе как неординарный поэт, бросивший вызов обществу. Например, он решительно отказался идти на фронт (шла изнурявшая народ Первая мировая война), дерзко заявив представителям прогнившей власти:

Вам ли, любящим баб да блюда,

Жизнь отдавать в угоду?

Маяковский в борьбе со «старым миром» объединил усилия с поэтами, которые стали основоположниками нового, авангардистского направления в отечественной литературе, получившего название футуризма (от латинского futurum — будущее). Как и прочие футуристы, он отрицал традиционную культуру, иначе говоря, отказывался от «наследия прошлого», заменяя его эстетикой урбанизма и машинной индустрии. В поэзии это выразилось в широком использовании документального материала, ярких фантастических образов (нередко гротескных) и смелом языковом экспериментировании. Наряду с Маяковским крупнейшими представителями русского футуризма в поэзии были В.В. Хлебников, А.Е. Крученых и И. Северянин.

Одновременно Маяковский проявил себя как незаурядный сценарист. Он образовал творческий тандем со знаменитым режиссером, реформатором театра В.Э. Мейерхольдом, проповедовавшим близкие взгляды на искусство и более чем удачно сумевшим воплотить на сцене самые дерзкие задумки поэта. Одной из наиболее зрелищных постановок восхищенная публика признала «Мистерию-буфф», в которой сам автор сыграл несколько эпизодических ролей (бес, Человек-просто и т. д.).

Поэту хотелось верить в улучшение жизни народа, которое несет с собой Октябрьская революция. Именно Маяковский первым четко обозначил позицию футуристов в искусстве как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. В 1918 г. по инициативе поэта возникает группа «Комфут» (коммунистический футуризм) и начинает издаваться газета «Искусство коммуны». С 1923 г. вместе с единомышленниками Владимир Владимирович формирует организацию «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), выпускающую журналы «ЛЕФ» (1923—1925) и «Новый ЛЕФ» (1927—1928). Революционный мотив занимает в это время центральное место в творчестве Маяковского: поэт смело экспериментирует в разных сферах искусства и пропаганды в поисках художественных средств для поддержки нового государства. Маяковский рисует великолепные агитационные плакаты, пишет к ним частушки и рифмованные лозунги («Окна РОСТА», 1918—1921), сочиняет сатирические памфлеты против врагов советской власти.

Вместе с тем Маяковский, бунтарь по духу, не мог мириться с некоторыми отвратительными явлениями советской действительности, становившимися все более заметными по мере того, как укреплялись позиции новой власти, росли ее силы. Управление государством ушло из рук «кухарок» (то есть трудящихся) и попало в руки того самого бюрократизма, против которого поэт боролся с таким гневом и яростью вот уже несколько лет. Жестокой критике поэт подверг партийную номенклатуру в пьесах «Баня» и «Клоп», воспринятых в партийных кругах как «пародии на пролетарское государство».

С этого момента началась травля Маяковского. Гениального поэта освистывали и осмеивали, его лишали возможности правдиво высказывать свое мнение. Маяковский, изнуренный этой неравной борьбой, меньше внимания стал уделять поэзии, много играл в карты, чтобы забыться. Личные проблемы («Любовная лодка разбилась о быт…») окончательно подорвали веру Маяковского в собственные силы: 14 апреля 1930 г. поэт застрелился, так и не реализовав свой последний крупный замысел — сатирическую поэму «Плохо», посвященную язвам советского строя.