Биографии писателей

Биография Есенина Сергея Александровича

Сергей Александрович Есенин

Духовная жизнь Есенина складывалась под влиянием Библии и народной песенной поэзии, сказок бабушки и духовных песен странствующих богомольцев. Став «учителем школы грамоты», он уехал в Москву, работал в мясной лавке с отцом, затем в книгоиздательстве, в типографии И.Д. Сытина, параллельно учась на историко-философском отделении университета Шанявского. Примкнув к революционно настроенным рабочим, поэт оказался под надзором полиции.

С детства пишущий стихи в духе А.В. Кольцова и И.С. Никитина, Есенин в 1912 г. поступил в Суриковский литературно-музыкальный кружок. В 1914 г. в московских детских журналах напечатано его первое стихотворение — «Береза». Весной 1915 г. Есенин приезжает в Петроград и знакомится с А.А. Блоком, сближается с оказавшим на него немалое влияние Н.А. Клюевым, совместные выступления с которым со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую» манеру, имели большой успех у публики. С первых сборников («Радуница»; «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов») поэт показал себя тонким лириком, мастером образного пейзажа, певцом крестьянской Руси. Поэт очеловечивает животных, растения, явления природы, которые все вместе составляют особый, единый мир.

В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. Он приветствует революцию, пишет небольшие поэмы («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнутые предчувствием «преображения» жизни. В 1919—1923 гг. Есенин входит в группу имажинистов, становясь завсегдатаем литературного кафе «Стойла Пегаса». Однако уже в 1921 г. Есенин выступил с критикой имажинистского «шутовского кривляния ради самого кривляния» и попрощался с вычурными метафорами в своей поэзии.

В начале 1920-х гг. появляются сборники «Исповедь хулигана» (1921) и «Москва кабацкая» (1924), полные «развороченного бурей быта» (мотив, связанный с распавшимся браком Есенина с Зинаидой Райх), пьяной удали и надрывной тоски. Лирический герой этих лет — хулиган, скандалист, «пропойца с окровавленной душой». Он вынужден ковылять «из притона в притон», чтобы хоть немного забыться.

Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921). Трагическое мироощущение, смятение сердца отразились в цикле «Кобыльи корабли» (1920) и последней поэме Есенина «Черный человек» (1925).

В 1922 г. Есенин женится на американской танцовщице Айседоре Дункан и едет в путешествие по Европе и Америке. Оно сопровождалось шумными скандалами, супруги расстались. На родину Есенин вернулся обновленным, желающим «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». Он пишет свои лучшие произведения: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…» и др., цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина».

Тема родины у Есенина начинает приобретать драматический оттенок: гармоничный мир есенинской Руси раздваивается на «Русь Советскую» и «Русь уходящую». Приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревёнчатой избы», поэзия которого становится неуместной (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», 1925). В стихах этого времени преобладают осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Последние два года жизни Есенин путешествует на Кавказ, в Ленинград, в родное Константиново. В конце ноября 1925 г. измученный скитальчеством поэт попал в психоневрологическую клинику. В поэме «Черный человек» («Друг мой, друг мой, // Я очень и очень болен…») Есенин описывает свое прошлое как часть ночного кошмара. Внезапно прервав курс лечения, в ночь на 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер» поэт в состоянии глубокой депрессии, как принято считать, покончил с собой.