Есенин С.А.

Анализ Лирики Есенина

Лирика

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть!..» (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Новый на кобыле Едет к миру Спас.

Наша вера — в силе,

Наша правда — в нас!

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поэт отвергает город как воплощение железа, камня и холодного расчета («Город»).

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

В конце жизни поэт приходит к окончательному выводу, что новой России он совершенно не нужен, что он остался в стороне от своего народа. Поэту остается лишь с болью в сердце «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».