Без рубрики

Романтическая лирика Пушкина

Романтическая лирика Пушкина

Расцвет романтической лирики пришелся на 1820-1824 годы. В тот период в творчестве поэта преобладают идеи необходимости преобразования общества (ода «Вольность»), Пушкина волновали вопросы равенства, гуманизма, проблема крепостного права («К Чаадаеву»).

Перемены во внешней жизни поэта (1819 год и Южная ссылка (1820-1824 годы)) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Возрождение», где, говоря о судьбе картины, поэт размышляет о самом себе. В конце стихотворения Пушкин осознает, что надо вернуться к своему собственному неповторимому поэтическому голосу:

Так исчезают заблужденья С измученной души моей,

И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

Как подметил пушкинист Б. Томашевский, первые дошедшие до нас стихи Пушкина напоминали зрелого поэта, но Пушкин понимал, что, для того чтобы стать поэтом, надо учиться у своих предшественников. Такое «ученичество» соответствовало представлению классицистов о необходимости подражать образцам. В то время Пушкин называл себя учеником «школы гармонической точности» (Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский).

В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило» (1820).

Ключевое понятие романтизма — свобода. В первую очередь — свобода политическая, но важную роль играет и свобода творческая. Романтизм, пришедший на смену классицизму в 20-е годы XIX века, проповедовал отказ от канонов, поэтому Пушкин смело отказывается от штампов классицизма. Так, в стихотворении«Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров — элегии и дружеского послания, что было совершенно не свойственно поэтической традиции классицизма.

Поэты следовали за учениями о жанрах, разработанными еще европейскими мыслителями: не случайно Пушкин-лицеист блестяще владеет всеми жанрами. Ода — главный жанр в русской поэзии, «К Чаадаеву» — жанр дружеского послания, элегия — жанр философской лирики, главной темой которого являются размышления о смысле жизни. В русской поэзии появилась особая разновидность элегии — любовная элегия. Из элегии вырос будущий психологизм (отсюда в стихотворении «Погасло дневное светило» черты дружеского послания). Этот жанр сыграл огромную роль в развитии русской литературы, так как он не был до конца узаконен в поэзии, в нем допускались отступления от правил, что позволяло уделять внимание не только высоким темам, но и будничным, повседневным событиям в жизни человека. Именно тут произошел сдвиг в сторону реализма.

Психологизм, который смело можно назвать открытием романтиков, — другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.

Пушкин, как и другие поэты-романтики, познавал других людей и окружающий мир через самонаблюдение, поэтому в стихотворении «Погасло дневное светило» присутствует автобиографическое начало. Новаторским открытием Пушкина в этом стихотворении была передача изменения настроений поэта, то есть изображение динамичной личности.

В стихотворении трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Он делит стихотворение на несколько частей, и в каждой из них — особая тональность. В этом стихотворении можно увидеть большое количество излюбленных образов романтиков: другой берег, олицетворяющий другую жизнь, образы ветрила и океана, означающие неподвластную человеку изменчивость жизни. В стихотворении также присутствуют темы судьбы, рока, образ романтической души, разочарованной в дружбе и любви:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые <…>.

Также важно отметить, что в эти годы Пушкин остается верен вольнолюбивой лирике. Тема свободы занимает большое место в его творчестве, его политические воззрения стали более радикальными. Пушкин Петербургского периода (1817-1820 годы) — сторонник конституционной монархии, противник насильственной перемены модели государственного управления. В 1821 году он пишет стихотворение «Кинжал», главной темой которого становится размышление о судьбе тирана, страшащегося торжества справедливости и закона (кинжал здесь выступает как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании):

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет,

Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:

На суше, на морях, во храме, под шатрами,

За потаенными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Пушкин верен идеям будущих декабристов: в целом ряде посланий друзьям в Петербург он подчеркивает неразрывную связь с вольнолюбивыми идеями.

«Узник» (1822) — важнейшее произведение Пушкина-романтика. Стихотворение изобилует романтической символикой: поэт видит себя в образе пленника, а окружающую действительность — в образе темницы, он призывает к бегству, к решительным действиям, он воспевает свободу как величайшую ценность для человека:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

В эти годы Пушкин также переосмысливает свое понимание назначения поэзии. В стихотворении «Муза» (1821) появились другая излюбленная тема романтиков — размышления об искусстве. Они считали, что в искусстве главное

  • не рациональное начало (как у классицистов), а интуитивное. Главное — вдохновение, только с его помощью можно проникнуть в тайны мироздания. На коротком отрезке времени Пушкин разделяет идею романтического двоемирия: поэт тяготится земной жизнью и устремляется к небесной вечности, считая искусство предметом божественного происхождения.

Еще одна черта романтизма — интерес к историческому прошлому и к фольклору. В отличие от классицистов, которые опирались на античную литературу, романтики обращаются к национальной культуре, к русскому народному творчеству. В 1822 году Пушкин пишет «Песнь о вещем Олеге». Песня

  • жанр устного народного творчества, но Пушкин остается в русле силлабо- тонической системы, он верен размеру и рифме, но, несмотря на это, ему удается воспроизвести приемы фольклорного произведения.

Пушкин-романтик отдает дань теме судьбы как предопределяющей поступки человека силы, поэтому историзм Пушкина в начале 20-х годов XIX века, проявившийся в «Песни о вещем Олеге», сильно отличается от исторических воззрений зрелого поэта (конец 20-х, 30-е годы), когда жизнь человека в произведениях Пушкина будет предопределять уже не рок и судьба, а сама действительность и исторические обстоятельства.