Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», проблема разрыва связей между поколениями

Литературные Аргументы:

  • А.С. Пушкин — повесть «Станционный смотритель». Проблема разрыва связей между поколениями необычайно остро звучит в этой повести. Герой повести Самсон Вырин, станционный смотритель, простой, добрый и патриархальный человек, очень страдает в разлуке с единственной дочерью, увезенной из дома заезжим гусаром Минским. Он пытается вернуть ее, идет в Петербург, встречается с ним, однако все попытки его тщетны. Минский обещает ему, что Дуня будет счастлива. И действительно, она обретает желанное счастье, семью, свой новый мир, однако в этом мире нет места для отца. В финале он спивается и погибает.
  • И.С. Тургенев — роман «Отцы и дети». Проблема разрыва связей между поколениями является ключевой проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Писатель исследует эту проблему полно и глубоко, философски осмысливая происходящие события. И разрешает ее в плане преемственности и традиций. Только в этом, по мысли Тургенева, залог незыблемости и вечности жизни.
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Телеграмма». В этом рассказе автор поднимает проблему одинокой старости, отчужденности и разрыва связей между поколениями. Главная героиня рассказа Настя живет яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе художников в Ленинграде, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. Ее хвалят, ей восхищаются окружающие, говорят о ее душевной щедрости, неравнодушии. Однако Паустовский показывает нам изнаночную сторону души героини. Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей в далеком Заборье. Она не была у нее уже три года, письма пишет редко, иногда высылает деньги. Катерина Ивановна очень одинока. Все ее посетители — это соседская девочка Манюшка, помогающая ей по хозяйству, да старик-сторож Тихон. Писатель открывает нам последнее письмо героини. «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Однако письмо это не трогает Настю. Она думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, о тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней» и остается в Ленинграде. В этой героине Паустовский подчеркивает холодность, эгоизм. «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». В результате Настя не успевает приехать даже на похороны собственной матери. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к близким.
  • В.Г. Распутин — повесть «Последний срок». Сюжет произведения — прощание умирающей матери с детьми. Старуха Анна собирает их, чтобы увидеть перед смертью. Но радость от свидания придает ей новые силы, и она продолжает жить. Дети уезжают, а она ночью умирает. Начинается произведение такой фразой: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят». Заканчивается просто и лаконично: «Ночью старуха умерла». В повести немного событий, но она насыщена философскими и нравственными вопросами. Смерть матери — серьезное испытание для ее взрослых детей. Пожалуй, никто из них не выдерживает его. Старуха Анна словно обнажает внутренний мир детей, просвечивает его лучами своей души. Мы видим в этих героях эгоизм, нравственную глухоту, непорядочность. Дети уезжают, даже не дождавшись смерти Анны, хотя она и просит их побыть еще. Таким образом, по мысли писателя, нельзя забывать собственный дом, родителей, семью. В этом случае рушатся нравственные устои и личности, и всего общества в целом.
  • В.П. Астафьев — рассказ «Записка». Сюжет рассказа чудовищен: сын «забывает» мать на автовокзале, оставляя в её кармане записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Этот герой не просто жесток, безнравствен. Он обрубает свои корни, а без них жизнь человека бессмысленна. Отказаться от матери — это преступление. В. Астафьев пишет в финале: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было слышно». Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать».
  • Б.П. Екимов — рассказ «Говори, мама, говори…» В центре сюжета — пожилая женщина, бабка Катерина, оставшаяся зимовать на хуторе. Она связывается с дочерью с помощью мобильного телефона, однако разговоры эти сухи и кратковременны — дочь экономит деньги. А однажды, выйдя во двор, бабка Катерина запнулась и упала, больно ударившись о корневище дерева. И дочь ее, словно почувствовав состояние матери, позвонила ей в неурочный час. И разговор этот не был похож на прежние. «Говори, мама, говори…» — впервые услышала героиня.