Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема воспитания и образования Аргументы:

  • Д.И. Фонвизин — комедия «Недоросль». Важнейшей для просветительства проблеме воспитания и образования посвящена комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главным героем ее является Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий ребенок, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Слово «дверь», по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же «успешен» Митрофан и в изучении математики: Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль…трех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает воспитанника занятиями: вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен (мы видим это в сцене экзамена), но и злонравен. Он труслив, груб с учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись матушка, как навязалась…» Авторская позиция в этой пьесе вполне определенна: достойное воспитание и образование являются залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако оно не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
  • А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В первой главе романа А.С. Пушкин подробно описывает детство героя, условия жизни, полученное им воспитание и образование, типичное для светских молодых людей того времени. В результате Онегин хорошо знает французский язык, немного понимает по-латыни, помнит кое-что из «Энеиды». В целом же герой не жалует поэзию: «.. .не мог он ямба от хорея <.. .> отличить». Он бранит Гомера, Феокрита, но при этом изучает труды английских экономистов. Онегин любит театр, пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «…труд упорный Ему был тошен». Образование Онегина вызывает ироническое замечание автора:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцовал И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Таким образом, автор подчеркивает несовершенство системы образования и воспитания героя, определенную поверхностность ее, потому что она не давала молодым людям достаточной пищи для ума и сердца.

  • А.С. Пушкин — роман «Капитанская дочка». Проблема воспитания и образования поставлена в этом романе. Мотив недоросля возникает в начале романа, в рассказе о детстве героя. С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от варенья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено, отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить мудрость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Андрей Петрович отправляет Петрушу в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», надеясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду». И герой исполняет завет отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фактически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной, с четкими, определенными понятиями о чести, совести, воинском долге, милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту невесту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимоотношениях с Пугачевым, сохраняя верность государственной присяге. Таким образом, этот герой превратился из недоросля в хорошего, достойного человека. Традиционное русское воспитание, к счастью, не сгубило его души.
  • И.А. Бунин — рассказ «Цифры». Тема воспитания раскрывается в этом рассказе И.А. Бунина. Сюжет произведения — общение героя, взрослого человека, с ребенком, своим племянником. С большой тонкостью передает автор особенности детской психологии, чувства молодого человека (дяди). Мы видим, сколько терпения, мудрости и любви необходимо взрослому при общении с детьми.
  • А.В. Иванов — роман «Географ глобус пропил». Проблема взаимоотношений учителя с учениками звучит в романе А. Иванова. В этом произведении автор представляет нам героя своего времени, живущего с семьей в маленьком городке. Виктор Служкин, безработный биолог, становится учителем географии в провинциальной школе. Очень непросто складываются его отношения с ребятами. Бытовая неустроенность, безденежье, жажда любви, чувство «лишнего человека» — все это определяет поведение героя. После туристического похода со школьниками, который едва не закончился катастрофой, географа увольняют. Автор призывает читателя задуматься о воспитании молодого поколения, о семье, об истинных и ложных ценностях.