Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема сохранения духовных истоков русской национальной культуры

Проблема сохранения духовных истоков русской национальной культуры, проблема преемственности в русской культуре, проблема сохранения культурного наследия

Аргументы:

  • И.С. Тургенев — роман «Отцы и дети». В этом романе писатель изображает попытку нигилиста Базарова «отмежеваться» от культуры прошлого, музыки, живописи, поэзии. Всему этому герой противопоставляет нигилизм, свое материалистическое воззрение, прагматизм. Однако жизнь расставляет все по своим местам: влюбившись в Одинцову, Базаров открывает новые грани своей души. А когда он умирает, то прощается с любимой женщиной как поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Тем самым Тургенев утверждает незыблемость вечных основ жизни — природы, искусства, любви.
  • В.П. Катаев — роман «Алмазный мой венец». В этой книге воссоздана литературная жизнь России 1920-х годов. В одной из глав автор с сожалением размышляет о разрушении старой культуры, старой Москвы и ее памятников.
  • А.И. Солженицын — роман «В круге первом». Мотив бережного отношения к памятникам культуры звучит в этом произведении. Герой произведения, полковник Яконов, вспоминает о своей юности, о прогулке с Агнией, девушкой, показавшей ему одно из самых красивых мест в Москве — маленькую церквушку. В дальнейшем эта церковь была снесена.
  • В.А. Солоухин — «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор рассказывает, как стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин говорит об отношении нашего государства к иконам, о безжалостном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об иконописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли автора, — соприкосновение с душой народа, с его вековыми традициями.
  • В.А. Солоухин — сборник очерков «Время собирать камни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохранения памятников старины — писательских усадеб, домов, монастырей. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старцами, с духовным развитием народа.
  • Л.В. Баева — статья «Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции». В этой статье автор рассматривает проблему сохранения исторических и культурных памятников, храмов, архитектурных сооружений, традиционных промыслов, фольклора; анализирует формы и механизмы сохранения культурного наследия и функции его.
  • О.В. Реш, В.Л. Антонова, Е.Г. Туркина — статья «Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия». В этой статье авторы рассматривают культуру в соотнесении с исторической памятью, с историческими традициями России, менталитетом русского человека. По мнению ученых, вопрос о сохранении культурного наследия — это важнейшее условие гармоничного развития общества и всех его систем.
  • О.А. Жукова — статья «Смысловое поле русской культуры». В этой статье автор рассматривает проблему преемственно-
  • ги опыта древнерусской культуры в современном художественном творчестве.
  • О.Д. Шемякина — статья «Разрыв и преемственность в русской культурной традиции: опыт диалога». В этой статье автор отмечает черты, способствующие преемственности в русской культуре — пластичность русской мысли, своеобразие русского национального характера, основными чертами которого были добротолюбие и терпимость». Вместе с тем российская социальная и историческая жизнь получала травмы, провоцируемые расколами и разрывами.
  • Д.С. Лихачев — сборник публицистики «Земля Родная». В этой книге ученый размышляет о патриотизме, о связи времен, о преемственности искусства, культуры. «История культуры — это история человеческой памяти», — замечает автор.
  • История храма Христа Спасителя (его разрушение и строительство).