Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема преобладания чувств над рассудком, проблема разрушения семьи

Аргументы:

  • А.Н. Островский — драма «Гроза». Героиня, чувства которой борются с разумом, предстает перед нами в этом произведении. В пьесе «Гроза» драматург создает совершенно новый для его творчества женский тип, показывает нам героиню, душой которой овладели страсти. Катерина решается на измену мужу, однако понимает, что совершила грех. Она признается во всем мужу и свекрови, и жизнь ее становится невыносимой. В финале героиня совершает самоубийство. Здесь звучит мотив своеволия, забвения христианских норм, победы чувств над разумом. Героиня Островского бросает вызов своей смертью не «кабановским представлениям о нравственности» (Добролюбов), а самому Богу, т.к. самоубийство — это страшный грех с точки зрения православной религии. Таким образом, борьба чувств и разума зачастую приводит человека к беде, опустошает его, становится источником его жизненных заблуждений.
  • Н.С. Лесков — повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В этом произведении писатель исследует природу любви-страсти, полностью завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится женщина, мещанка Катерина Измайлова. В юности ее выдали замуж за купца Измайлова, которого она никогда не любила. Жизнь в патриархальном купеческом доме быстро наскучила ей, детей у нее не было, она стала тосковать. А потом полюбила своего приказчика Сергея. И любовь-страсть, впервые проснувшаяся в ней, полностью завладела ее душой, перерастая установленные бытовой изменой пределы: «…развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». И эта страсть приводит ее к преступлениям, к гибели. Ради любовника Катерина Львовна тайно губит свекра, мужа, маленького племянника, бросает собственного ребенка, который родился у нее от Сергея. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Она вступает в схватку с соперницей, и обе женщины тонут. Любовь-страсть — это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.
  • Л.Н. Толстой — роман «Анна Каренина». Процесс разрушения семьи изображает Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина». Героиня Толстого уходит из семьи, выбрав любовь. Однако связь с Вронским приводит не только к разрушению семьи Карениных, но и к несчастью: Анна заканчивает жизнь самоубийством, бросаясь под поезд. Эта смерть — проявление Божественного суда. Недаром эпиграфом к роману Толстой выбрал слова из Библии: «Мне мщение, и Аз воздам». Любовь Анны к Вронскому Толстой изображает как стихийную, губительную страсть, в которой преобладает не духовное, а чувственное начало. Закономерным становится итог этой истории — отношения с Вронским не складываются гармонично, общество отвергает их, Анна чувствует себя несчастной, испытывая недостаток любви. Таким образом, страсть действует разрушительно на человеческую душу, приводит человека к трагедии.
  • М.А. Шолохов — роман-эпопея «Тихий Дон». Мотив преобладания чувств над разумом звучит в этом романе. Писатель представляет здесь историю «запретной любви» Григория Мелехова и Аксиньи, замужней женщины. Завязка любовной истории — встреча героев на Дону, где Григорий поил коня. Далее отношения начинают стремительно развиваться. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь», — так комментирует происходящее автор. Затем Григорий, подчиняясь воле отца, женится на Наталье Коршуновой. Так, в эпопею входит романная история: образуется два любовных треугольника: Аксинья — Григорий — Наталья и Григорий — Аксинья — Степан Астахов. Как отмечают исследователи, герой Шолохова заявляет об избирательности чувств, но индивидуально-личностное начало приходит здесь в непримиримый конфликт с началом родовым. Каково же отношение автора к этой любви? Безусловно сочувствуя героям, Шолохов изображает историю Григория и Аксиньи как внутреннее разрушение основ казачьего быта. Любовь их обречена, по мысли писателя, т.к. она «бездомна», она отчуждает героя от семьи (являющейся в понимании Шолохова малым Отечеством) и от земли (выступающей в «Тихом Доне» символом Родины). И недаром историю этой «преступной» любви сопровождают потери: сначала Аксинья теряет маленькую дочь, затем Григорий — жену и Полюшку. Изображение любви в романе органично сливается с общей концепцией произведения: любовная и семейная драма Мелеховых становится отражением драмы вселенской, трагедии казачества в переломную эпоху. Таким образом, последствия заблуждений человека в области чувств порой заканчиваются трагедией. Эта сфера неподвластна контролю воли и рассудка.