Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема отношения к «братьям нашим меньшим»

Аргументы:

  • Л.Н. Толстой — повесть «Холстомер». Здесь звучит авторская мысль о гуманном обращении с животными. «Я был пегий, — замечает Холстомер, — я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и не себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он «пегий», к нему относятся как к вещи, не представляющей большой ценности, но которую можно все же купить и продать. Сначала его купил гусарский офицер, конь полюбил его, всей душой привязался к нему. А тот вскоре загнал Холстомера, пустившись в погоню за любовницей. И коня продали, он поменял нескольких хозяев, а затем достался местному приказчику. И вот однажды к ним приехал гость, в котором Холстомер узнал своего первого хозяина, гусара. Потом конь заразился коростой от другой лошади, и через пять дней люди, понимая, что он теперь ни на что не годен, перерезали Холстомеру горло. Много позже умер и гусар Серпуховский. И в описании смерти лошади у Толстого гораздо больше сочувствия, чем в описании смерти человека. Характерно, что эти образы (образ коня и образ человека) противопоставлены. Гусар Серпуховский — бесшабашный, не слишком умный, легкомысленный человек, превратившийся с возрастом в жалкое и никчемное существо. Старый мерин же сохраняет мудрость, терпимость, определенное достоинство. Мир людей противопоставлен миру животных. Конь у Толстого в полной мере осознает всю жестокость и нелепость понятий, царящих в мире людей. Писатель использовал наивное, отстраненное, незамутненное ложными представлениями сознание Холстомера, чтобы обнажить всю уродливость существующей жизни. Как отмечает С.А. Розанова, «драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, — апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям».
  • А.П. Чехов — рассказ «Каштанка». Чехов рассказывает нам о привязанности собаки к первому хозяину. Потерявшись и попав к дрессировщику, в хорошие домашние условия, Каштанка вспоминает столяра Луку Александровича и его сына Федюшку, несмотря на то, что последний частенько издевался над ней. И, заметив их уже во время циркового выступления, Каштанка радостно бросается к ним, и затем они забирают свою собаку.
  • Л.Н. Андреев — рассказ «Кусака». В основе сюжета — незатейливая история бродячей собаки. Жизнь научила ее защищаться, не доверять людям. Но вот с наступлением весны появились дачники, обогрели, приласкали, накормили собаку, и сердце ее оттаяло. Кусака (такое прозвище ей дали) искренне привязалась к ним. А с наступлением осени дачники уехали в город, бросив несчастную собаку на произвол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей…
  • А.И. Куприн — рассказ «Изумруд». В этом рассказе писатель противопоставляет мир людей и мир животных. Изумруд — это скаковая лошадь, жеребец, выигравший скачки. Однако люди начинают оспаривать его первенство, утверждая, что лошадь «поддельная», «фальшивый рысак», требуют назад поставленные деньги. В финале Изумруд погибает (ему подсыпают отравленный овес). «Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомёк ему, разгорячённому блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомёк и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, “когда все… спали”, не осознанное жертвой, отторгает убийцу, “большеголового, заспанного человека с маленькими чёрными глазками и тоненькими чёрными усами на жирном лице”, от рода человеческого, так безнадёжно уступающего животным в порядочности».
  • Ф.А. Абрамов — рассказ «О чем плачут лошади». Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему такую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботились о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и попросили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленичные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…» Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках, и на фронтах всех войн лошади воевали, многие погибли. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется с первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к лошадям относятся люди? Пьяный конюх зачастую забывает о них, почти все животные сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям.
  • Ю.Я. Яковлев — рассказ «Багульник». Герой произведения, мальчик Коста, ухаживает за брошенными и попавшими в сложную ситуацию собаками: подкармливает их, гуляет с ними, поддерживая в них веру в человека. Этот мальчик, слывший в классе молчальником, оказывается добрым, чутким, любящим животных и понимающим природу.