Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема чиновничьего бюрократизма, произвола, равнодушия к судьбам людей

Аргументы:

  • Н.В. Гоголь — комедия «Ревизор». Тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в этой комедии. В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.
  • М.Е. Салтыков-Щедрин — «История одного города». Тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает М.Е. Салтыков-Щедрин в этой книге. В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежит гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!» Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности это- io градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали…» Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол: «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают… А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения…» Жители города, ликовавшие сначала, затем ужаснулись, почувствовав «только зловещий и безотчетный страх». Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки». Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные черты градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», возвести в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, т. к. это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении наблюдается постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят…» Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но, несомненно, живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.
  • Л.Н. Толстой — роман «Воскресенье». В романе «Воскресенье» писатель беспощадно обнажает социальные пороки, разоблачая современное ему общество. Сначала мы видим частный случай: судебную ошибку, бездушие судей, которые соблюдают формальности, забывая о человеке. Героиню романа, Катюшу Маслову, признают виновной в преступлении (отравлении купца), которое она не совершала. В результате она попадает на каторгу. Тот же самый формализм, бюрократизм, равнодушие мы видим в действиях московского губернатора, в действиях чиновников. Толстой изображает страшную, бездушную, слепую бюрократическую машину, уничтожающую людей.