Без рубрики

Краткое содержание — Повесть «Сотников» — Быков

Краткое содержание — Повесть «Сотников» — Быков

В своих произведениях В. Быков расширяет рамки, за­ключающие в себе понятие «героическое». Подвиг в его про­изведениях многообразен. Он возможен не только в бою, в сра­жении, но и в умении сопротивляться грозной силе обстоя­тельств, выдержать поединок с врагом, сохранить в себе чело­веческое начало перед лицом смерти.

Критики много спорили о кратких и суровых повестях пи­сателя, находя определенную уязвимость в их жанровой фор­ме. Однако именно повесть-притча дает возможность писате­лю углублять философское содержание произведения, при­давать событиям высший и всеобщий смысл. В героях — сол­датах, молодых офицерах, партизанах — Быкову важна личность, умеющая сохранить себя в минуту смертельной опасности.

Таким героем является Сотников в одноименной повести В. Быкова. В этой повести нет картин грандиозных сражений, нет сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уде­ляет внутреннему миру человека на войне.

Вспомним сюжет произведения. Зимней ночью двое парти­зан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказыва­ется очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстрели­ваются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ране­ния Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предательство, благодаря чему ему сохраняют жизнь.

Композиционно повесть построена на дорожном сюжете. Но большое значение в ней имеет также принцип антитезы, причем здесь имеет место определенный контраст внешнего поведения и внутреннего мира человека.

Характерно, что писатель не пытается сразу же разобла­чить Рыбака. Во всех поступках этого героя — опытность бы­валого человека и партизана. Он дает разболевшемуся Сот­никову свое полотенце, предлагает ему вернуться в отряд. Ког­да Сотникова ранят, то Рыбак, рискуя жизнью, помогает ему. Казалось бы, в этом герое много положительных качеств. Но вот наступает экстремальная ситуация, требующая от чело­века выбора между жизнью и смертью. И Рыбак в этой ситу­ации выбирает жизнь. Этот герой словно уговаривает самого себя. Он искренне считает, что не совершает никакой подлос­ти, что «может, еще и вывернется и тогда уже наверняка рас­считается с этими сволочами…». Писатель здесь глубоко ис­следует душевное состояние героя. Сначала Рыбак испыты­вает большую радость, чувство облегчения, так как пока жи­вой, гибель откладывается. И только потом он осознает, что он никогда не сможет вернуться к своим, потому что стал пре­дателем. И теперь уже гибель кажется Рыбаку «недостижи­мым счастьем».

«Причина падения Рыбака, — писал Быков, — в его ду­шевной всеядности, несформированности его нравственнос­ти. Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить, вопреки возможностям, в трудную минуту игно­рируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравствен­ная глухота не позволяет ему понять глубину его падения».

Сотников же, напротив, не обладает героической внешно­стью, смекалкой, энергией Рыбака. Он отправился в путь, будучи больным. Кажется, что он не готов совершить подвиг. Но он помнит суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шталаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с переби­тыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фа­шизма и всей их Германии… Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее труд­ным, чем на поле боя». Таким же подвигом становится и вы­бор самого героя.

Раненый и больной, Сотников в этой ситуации решитель­ного выбора оказался морально сильнее Рыбака. Причем, как и Рыбак, он тоже осознает всю ценность жизни. И мы пони­маем это, анализируя сцену казни. Это один из важнейших моментов в развитии сюжета. Исследователи отмечали, что Сотникову теперь особенно дорога и природа, и далекая церк­вушка, и стоящие рядом люди. Герой гибнет, однако смерть его не бессмысленна. Трагической силе обстоятельств он про­тивопоставил свою личность. Это сильный и последователь­ный характер.

Таким образом, в своем творчестве В. Быков воплощает идею нравственного идеализма. Его герой умеет сопротивлять­ся «грозной силе обстоятельств», выдержать поединок с вра­гом. Художественный мир писателя сосредоточен на вою­ющем человеке особого душевного склада — на человеке нрав­ственного и героического действия.