Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Одним из центральных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней отразилось большинство мотивов и идей, прослеживающихся в произведениях Некрасова на протяжении всего его творческого пути: проблемы крепостного права, черты русского национального характера, мотивы народного страдания и народного счастья — все это можно увидеть на страницах поэмы. Своеобразная глубина создается и «незавершенностью» поэмы, ведь масштабность повествования и отсутствие четкой концовки заставляет читателей взглянуть на вопросы, поставленные Некрасовым, как на общеисторические. Благодаря этому узкие временные рамки, описанные в поэме, расширяются, охватывая несколько веков истории русского народа, отображая все стороны жизни крестьянского сословия. И особенно глубокого и серьезного рассмотрения требует определение народного счастья.
Согласно сюжету, «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков:
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.
Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» — довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:
…счастие не в пажитях,
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
«А в чем же?»- «В благодушестве!..»
Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:
…во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!
А во-вторых важней того,
Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,
А смерти не дался!
А в-третьих — за провинности,
Великие и малые,
Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай — жив!
В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:
…Твои деревни скромные,
Твои леса дремучие,
Твои поля кругом!
Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!..
Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о
помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.
Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.
Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова — персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:
И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…
Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:
«Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»
Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.