Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Как песня влияет на человеческую душу?

Аргументы:

  • И.С. Тургенев — рассказ «Певцы». Сюжет рассказа — состязание двух певцов (рядчика из Жиздры и Яшки) в деревенском кабаке. Оба они обладали ярким талантом: рядчик произвел большое впечатление на всех присутствующих. Однако поистине неподражаемым было пение Яшки. Голос его «был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. <…> Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль». Пение Якова пробудило чувства окружающих, вызывая «всеобщее томленье» и слезы на глазах. Победа досталась Якову.
  • И.А. Бунин — рассказ «Косцы». Сюжет этого рассказа — картина русской природы, труда и отдыха косцов, которые работали и пели. Песня здесь органично вливается в картину русской природы, в широкую гамму чувств героя-рассказчика и косцов. «Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, пи рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим снежим, молодым лесом…<…> Прелесть была в том что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». Песня пробуждает в душе героев чувство благоговения перед жизнью, упоение красотой русской природы и ощущение, что они дома, на родной земле.
  • «Марш веселых ребят» — стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка И.О. Дунаевского. Особое место занимала песня в советской культуре 30-х годов. Она являлась средством воспитания, формирования личности.
  • К.Г. Паустовский — рассказ «Страна за Онегой». Сюжет произведения — поездка героя-рассказчика в Карелию, в Заонежье. Там он встречается со сказительницей Захаровой, которая поет древние и величавые песни. Однако не сразу она соглашается спеть. «Я пою, когда Родина во мне затоскует», — говорит сказительница. Чувство родины пробуждается в душе героини под влиянием русской природы. «Вот так иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине — и тот не трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою», — говорит Захарова. Чувства героини становятся близки и понятны рассказчику.
  • В.П. Астафьев — повесть «Звездопад». События повести разворачиваются в конце Великой Отечественной войны, в госпитале. Герой повести — девятнадцатилетний парень Миша Ерофеев, влюбленный в медсестру Лиду. Раскрывая переполняющие его чувства, он поет песни. И эти песни вселяют в раненых надежду на счастье.
  • В.П. Астафьев — повесть «Обертон». Через песню в этом произведении раскрывается тема многострадальной судьбы женщины, брошеной в гущу военных событий. «Сотня давно спевшихся. по клеткам распределившихся сортировщиц, изливая душу, возносилась голосами до такой пронзительной высоты и слаженности, что коробило жалостью и восторгом спину… Как пели! Как пели эти отверженные всеми, вроде бы забытые, в бездонный омут войны кинутые девчонки. Захлебывались они от песен своих слезами, давились рыданиями…» Через песню раскрывается здесь и характер Любы, героини повести.
  • Ю.В. Сергеев — рассказ «Гриничка». Герой рассказа — старый дед Гриничка, одиноко живший в станице. Он знал много сказок и историй, но больше всего любил петь песни, которые нравилось слушать всем односельчанам. Герой был наделен особым даром: от его песен, удалых и грустных, «теплела душа» и «уходил дурман суетного дня».