Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Как музыка влияет на души людей?

  • В.Ф. Одоевский — повесть «Последний квартет Бетховена». В этом произведении автор рассказывает о самом трагическом, последнем времени жизни композитора. Утратив слух, Бетховен пытается создать музыку, которую способны услышать глухие. «Я придумал симфонию, которая увековечит мое имя; напишу ее и сожгу все прежние. В ней я превращу все законы гармонии, найду эффекты, которых до сих пор еще никто не подозревал; я построю ее на хроматической мелодии двадцати литавр; я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам…» — утверждает композитор. Но окружающие не понимают его, они начинают говорить об утрате великим композитором своего дара. И только ученица, верная Луиза, поддерживает учителя в этот период.
  • А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…» И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его: появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, с любовью, с Богом.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе Л.Н. Толстой показывает, как музыка воздействует на ум и сердце, как человек раскрывается в музыке. Так, эмоциональная, живущая чувствами Наташа Ростова покоряет нас музыкальностью. Она замечательно поет, у нее прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно девственностью и нетронутостью. Ее пением восхищаются Николай Ростов, Денисов. Наташа с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», — замечает автор.
  • Л.Н. Толстой — повесть «Крейцерова соната». Двойственный, противоречивый образ музыки создает Л.Н. Толстой в повести «Крейцерова соната». С одной стороны, музыка просветляет главного героя. Так, под ее влиянием он начинает открывать духовность в собственной жене, замечая в глазах ее — «строгость», «значительность выражения», начинает осознавать причастность к чему-то великому, таинственному. «Музыка заставляет меня забывать себя, свое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу». Музыка становится у Толстого своеобразным катарсисом, вместе с тем она раздражающе действует на человеческую психику. Так, виновной в любовной связи жены с Трухачевским герой считает музыку: «И между ними связь музыки, самой утонченной похоти чувств». Искусство становится для Позднышева символом зла. Поддавшись ревности, своим чувствам, в порыве ярости он убивает жену.
  • А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рассказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жизнью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно умирает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром: он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в которой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. И музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — ненависть к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавление от страданий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так, пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.
  • А.И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». Сюжет этого произведения — трагическая история безответной любви, закончившаяся самоубийством героя. Княгиня Вера, героиня повести, лишь в финале понимает, что в жизни ее была настоящая любовь, которую она упустила. Осознание этого происходит под музыку Бетховена. И душа ее пробуждается к новому восприятию мира.
  • В.Г. Короленко — повесть «Слепой музыкант». В этой книге автор размышляет о силе воздействия музыки на душу человека и становление его личности. Герой книги, слепой мальчик Петрусь, начинает заниматься музыкой, и душа его открывается миру. Звуки дают ему возможность почувствовать всю полноту жизни, испытать новые эмоции, личностно реализоваться.
  • Б.Ш. Окуджава — стихотворение «Музыкант».

Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять.

Как умеют эти руки эти звуки извлекать?

Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил…

Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь…

А чего ж с ней церемониться? Чего ее беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь И вселяет в нас надежды…

Остальное как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог,

Пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она.

  • В.П. Астафьев — лирическая миниатюра «Домский собор». Герой-рассказчик вспоминает о посещении Домского собора в Риге, о чудесной музыке, пении органа. Музыка способна погасить мелкие страсти, исцелить душевную смуту, вознести человека над суетой, очистить душу. «Чудится мне, весь мир затаил дыхание… готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…» — восклицает герой.