Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

К чему приводит бездумное вмешательство человека в жизнь природы?

Аргументы:

  • А.П. Чехов — пьеса «Дядя Ваня». Мотив бездумного вмешательства человека в жизнь природы звучит в этом произведении. Один из героев пьесы, доктор Астров, возмущен бездумным уничтожением природы: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Такое поведение человека чревато, по мысли автора, чудовищными последствиями. «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего», — замечает Астров.
  • М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой повести М.А. Булгаков показывает, к чему может привести бездумное вмешательство человека в мир природы, в естественное течение жизни. Автор создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек выдающегося интеллекта, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Научный эксперимент с Шариком (пересадка собаке человеческих органов) становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса »волюции оборачивается неизбежной трагедией. Соответственно, и читательском восприятии здесь возникает характерная аналогия: строительство социализма в России — это опасный эксперимент. Революция — это своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. И результат ее аналогичен результату эксперимента, проведенного профессором Преображенским.
  • Л.М. Леонов — роман «Русский лес». Это произведение — итог глубоких размышлений писателя о сохранении природы, судьбе Родины и всего народа. Основной конфликт романа — борьба ученых Вихрова и Грациановского. Первый является ге- роем-созидателем, второй — разрушителем. Предмет этой борьбы — природные богатства страны. Русский лес приобретает в романе значение образа-символа, определяющего национальную историю, русскую ментальность, силу и неистребимость самой жизни.
  • С.П. Залыгин — «Экологический роман». Главная тема произведения — Чернобыльская катастрофа, осознаваемая писателем как событие знаковое, символ расплаты человека за бездумное вмешательство в жизнь природы, противопоставленной у Залыгина техническому прогрессу. Как найти гармонию этих начал? Человек должен осознать себя частью природы и не уничтожать ее.
  • Ю.М. Нагибин — рассказ «Кошка, голуби и Тинторетто». Герой-рассказчик стал свидетелем такой сцены: на голубя напала кошка. Он не стал вмешиваться, размышляя о естественном течении природных процессов, а другой прохожий вмешался и спас голубя. Возможно ли вмешательство человека в жизнь природы? Этим вопросом задается автор.