Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной…» Орлов
«Сергей Орлов принадлежит к тому героическому племени поэтов, — писал Николай Тихонов, — которому выпала судьба принять самое активное участие в Великой Отечественной войне, быть свидетелем всенародного подвига, пройти через огонь жесточайших битв, гореть и не сгореть в этом огне, стать победителем, сказать о себе:
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли…»
Он ушел на фронт с первого курса Петрозаводского университета и до февраля 1944 года командовал танковым взводом. Был тяжело ранен; горел в танке. Первая книга Сергея Орлова вышла сразу же после войны, в нее вошли стихи, написанные в перерывах между боями. Книга называлась «Третья скорость». «Третья скорость, — рассказывает поэт, — боевая скорость. На третьей скорости водили в атаку танки мои друзья-однополчане…». Именно в этой книге было стихотворение “Его зарыли в шар земной…”, которое первым вспоминается при имени Сергея Орлова, стихотворение-памятник простому солдату, погибшему за освобождение человечества».
Стихотворение было написано в 1944 году. Это одно из лучших произведений о подвиге советского солдата, созданное средствами лирического обобщения. Поэтическая мысль С. Орлова стремилась к масштабности, глобальности изображения, но образ солдата остался простым, близким и дорогим каждому из нас. Этот образ грандиозен и одновременно прониrнут добротой, сердечностью.
Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается оно образом земного шара. Земля сравнивается поэтом с мавзолеем, сама природа становится вечным домом погибшего солдата:
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Так в стихотворении возникает мотив вечности, вечной памяти. «Давным-давно окончен бой…», но значение подвига неподвластно времени.
Строфика стихотворения — свободная, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («на рыжих скатах»), сравнение («Ему как мавзолей земля»), метафору и гиперболу («Его зарыли в шар земной…»).